Пропавшие пробы крови вируса Эбола. Где же они?
Взятые у пациентов в 2014-16 годах во время эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке тысячи образцов крови,, хранятся в секретных лабораториях по всему миру.
Образцы имеют огромное значение для исследователей, занимающихся созданием новых вакцин и лекарств, а также для таких оборонных объектов, как Портон Даун в Великобритании, где проводятся исследования биохимических агентов и их антидотов.
Сейчас несколько африканских ученых и выживших после лихорадки Эбола обвиняют лаборатории в уничтожении биологических активов.
Несмотря на то, что образцы были взяты у тысяч африканцев, ученые из стран происхождения этих пациентов - Сьерра-Леоне, Гвинеи и Либерии - не имеют доступа к ним для проведения собственных исследований.
"Когда вы берете пробы, вы должны хранить их, - говорит д-р Фаторма Болей, директор либерийской лаборатории, в которой хранились пробы Эбола до их отправки в Соединенные Штаты в 2016 году.
Во время эпидемии, по данным Всемирной организации здравоохранения, у пациентов было отобрано более 269 000 образцов для постановки диагноза.
Многие из них были потеряны, но тысячи были экспортированы за границу, в том числе более 10 000 в Великобританию.
После эпидемии ВОЗ попыталась создать глобальный реестр всех проб Эбола, но не смогла завершить проект, из-за того,что лаборатории в Южной Африке, Франции и Соединенных Штатах отказались раскрыть количество имеющихся там образцов.
Запрос на обеспечение свободы информации, поданный организацией "Телеграф в общественное здравоохранение Англии" (PHE) в 2017 году, подчеркивает деликатность этой темы.
Агентство, которое управляло четырьмя лабораториями в Сьерра-Леоне во время эпидемии, первоначально отклонило запрос, заявив, что большая часть информации была засекречена по соображениям "национальной безопасности".
Комиссар по вопросам информации Соединенного Королевства отклонил запрос на ВСТ, хотя местоположение образцов остается засекреченным. Комиссар захлопнул МВТ, заявив, что "установил, что в его распоряжении имеется информация в рамках некоторых запросов заявителя, заявив об этом несколько раз".
В заключение она отметила, что "подобные ситуации снижают доверие населения к PHE и доверие к ним".
Оказывается, PHE содержит более 10 000 образцов крови Эбола в британском биобанке, местонахождение которого остается тайной, но, скорее всего, находится в Портон Даун возле Солсбери.
Как же были отправлены образцы?
Как образцы были отправлены из Сьерра-Леоне?
"Нам нельзя говорить вам, - говорит доктор Тим Брукс, заведующий лабораторией редких и импортированных патогенных микроорганизмов PHE's Rare and Import Pathogens Laboratory.
Доктор Брукс говорит, что образцы были привезены в Великобританию "для того, чтобы их можно было хранить в надлежащим образом контролируемой системе биобанков", но они принадлежат правительству Сьерра-Леоне.
Он признает, что никто из людей, чья кровь была взята, не дал своего согласия на исследование, и образцы по-прежнему связаны с клиническими и личными данными пациентов.
Он говорит, что исследования можно проводить "до тех пор, пока у вас нет возможности идентифицировать человека, кем он был, где он жил".
Что касается прибыли от любой вакцины или лекарства, созданной в результате этого исследования, то д-р Брукс говорит, что этот вопрос будет поставлен перед комитетом, который одобрил это исследование, в состав которого входит правительство Сьерра-Леоне.
Он добавляет "Я думаю, было бы неуместно делать что-то большее, чем публиковать это в открытой литературе."
В то время как британские и французские лаборатории работали в своих бывших колониях во время вспышки 2014-15 годов, США были наиболее активны в Либерии, где они занимались медицинскими исследованиями с 1950-х годов.
Когда разразился кризис, вызванный лихорадкой Эбола, США быстро направили в Либерийский институт биомедицинских исследований (ЛИБИ) группу из своего Военно-медицинского научно-исследовательского института инфекционных заболеваний, подразделение, которому поручено принимать контрмеры против биологического оружия.
Большая часть образцов либерийской либерийских проб Эбола хранилась в ЛИБР до 2016 года, после они были доставлены в лабораторию строгого режима в США, где они и находятся по сей день.
Во время эпидемии только США потратили более 330 миллионов фунтов стерлингов на исследования, связанные с лихорадкой Эбола, и было зарегистрировано несколько патентов с использованием западноафриканских образцов.
"Почему в Соединенных Штатах хранятся либерийские образцы?" - спрашивает д-р Стивен Кеннеди, исследователь ЛИБР, который одним из первых провел тесты на Эболу в Либерии.
"Правда, у нас нет BSL3, но мы могли бы хранить и каталогизировать эти образцы, пока у нас нет спонсоров для создания BSL3."
Эти вирусы были получены из самых первых образцов (около 20 образцов), которые были отправлены нам организацией "Врачи без границ" в Гамбурге в марте 2014 года", - говорит д-р Штефан Гюнтер, директор лаборатории BNI. "Поэтому мы изолировали вирус... И этот изолят вируса был распространен во многих учреждениях по всему миру, чтобы каждый, кому он нужен, мог работать с этим вирусом".