Случилось однажды, (в 3 веке н.э.), что собрались мудрые христианские старцы, во главе со свят. преп. Антонием Великим, и стали обсуждать,
какая из добродетелей духа Святаго наилучшая?
Что хранит и оберегает монаха и мирянина более всего в злом и безнравственном мире?
Одна группа старцев назвала самой великой добродетелью пост и бдение.
А ведь, действительно, что лучше очищает помыслы и укрепляет ум, как не пост и малый сон?
Другая группа старцев заявила, что лучшие добродетели нищета и презрение земного.
А не так ли? Когда человек не привязан к земному своими пристрастиями, он открывает в душе место Богу, Небесам Его.
Третьи отметили, что лучшей добродетелью является милосердие.
Не о нем ли говорил Христос?
Четвертые говорили, что совершеннее всего любовь и она есть Бог.
И ведь как верно?
Пятые заметили, что лучше всего духовный труд молитвы, изучения Писания и др.
Как не согласиться с этим?
Тут слово взял преп. Антоний Великий, отметивший, что все Богомудрые старцы сказали истинные вещи и все эти добродетели очень важны в деле поиска приближения ищущего человека к Богу.
Но, заметил великий подвижник, все они знают тех, кто сурово постился и почти не спал, раздавал имущество и удалялся в пустыню, пламенел любовью, творил милостыню всем кому мог, трудился в постоянном пребывании в молитве.
И, однако же, наступал момент, когда зло пересиливало их, они "падали", расплескивали благодать духа Святаго и становились достойны осуждения.
Антоний Великий задал тогда вопрос мудрым старцам:
Так чего же им, великим добродетельным, не хватило, чтобы не оступиться?
(Умел великий подвижник задать правильный вопрос!)
Причина этому одна, единственная и никакая иная:
не имели они добродетели рассуждения и благоразумия, и не могли пользоваться ее помощью.
Рассуждение и благоразумие есть та добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путем, не уклоняясь на распутья.
Если мы будем идти главным царским путем, то не увлечемся смутителями нашими,
ни справа, – к чрезмерному воздержанию,
ни слева, – к нерадению, беспечности и лени.
Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела, и отступает от всего, удаляющего его от Бога.
Рассуждением расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо.
Услышав слова сии, старцы согласились и поблагодарили Господа и Антония Великого за мудрость сию, наиважнейшую.
Так может молить Бога и стяжать от Него первей всего стоит этот духовный бриллиант, бриллиант духовного рассуждения?
Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
С добром и уважением к Вам,
Игорь Орлов