Найти тему
Артефактум

Коллекция "Рио Лоа". Часть 2

Оглавление

Рудершаузен получил послание Стига Райдена и направил письмо в Каудерн с перечнем предметов (без названия золотых листов), фотографиями раскопок и, по-видимому, статью, которую он написал о происхождении предметов из Рио Лоа.

Каудерн ответил Рудершаузену 4 мая 1939 года и написал, что Стиг Райден воспользовался наглостью и предложил купить эту коллекцию во имя Гетеборгского музея, и отправил обратно Рудершаузену весь материал, который он прислал (фотографии, списки и информацию о происхождении предметов). Общий тон письма высказывался против Райдена.

https://www.pinterest.ru/pin/864057878494868486/
https://www.pinterest.ru/pin/864057878494868486/

Вся оригинальная информация о контексте предметов, включенная в рукопись Рудершаузена, исчезла при этих обстоятельствах. Можно предположить, что Рудершаузен получил все и впоследствии разочаровался в ситуации.

Однако, прежде чем Райден узнал об этом письме, он уже купил коллекцию на свои личные деньги. Он заплатил 20 фунтов стерлингов за коллекцию. В мае 1939 года Рудершаузен переехал в Лос-Анджелес, США, и прекратил контакты с Райденом и музеем.

Стиг Райден мог продать коллекцию музею в 1942 году, после смерти Каудерна. Он опубликовал материал в одиночку, без участия Рудершаузена. Коллекция берет свое начало на кладбище недалеко от Чиу-Чиу. Райден отметил, что из-за политических условий он не мог получить дополнительную информацию об этой коллекции так, как ему хотелось бы. Он также сказал, что у Рудершаузена была информация о том, что некоторые предметы были взяты из одних и тех же могил, но он не знает, какие из них следует связать вместе.

Очевидно, что политическими условиями, которые он назвал в своей публикации как препятствие для получения дополнительной информации о сборе, была ситуация в Гетеборге и его отношения с Каудерном.

Коллекция "Рио Лоа"

Коллекция насчитывает 409 предметов, описанных Райденом в 1944 году. Он акцентировал внимание на тех, которые могли бы продемонстрировать связи, которые могли существовать в доиспанские времена, между низменностями на востоке. Райден пытался продемонстрировать гипотезу Эрланда Норденшельда о контактах между низменностями и высокогорьями, а также важность культурного компонента низменностей.

Среди предметов - мешок с носом коати, доспехи из аллигатора и луки из сырья Чако. Коллекция также содержит керамику, стрелы, сетки, одну медную лопату, калебасы, корзины, текстиль, перья, инструмент для деформации черепа и т. д.

Недавно добавленная коллекция дает богатую картину образа жизни вымерших индейцев Атакама и, более того: расследование коллекции, проведенное нижеподписавшимся, предоставило надежные доказательства культурных связей, о которых ранее только предполагалось.

Таким образом, коллекция включает в себя кожаный доспех, принадлежащий этнографическому отделу, состоящий из четырех частей; В ходе исследования в Музее естественной истории выяснилось, что материал на нагруднике представляет собой кожу аллигатора, которая для декоративных целей имеет сшитые полоски кожи обезьяны. Это открытие показывает, что индейцы Атакама, должно быть, имели отношения через Анды с тропическим регионом восточной части Южной Америки. Ближайшее место, где в наши дни встречаются аллигаторы, - верхняя часть Пилкомайо.

https://www.pinterest.ru/pin/864057878494868637/
https://www.pinterest.ru/pin/864057878494868637/

Другая пара находок в коллекции подтверждает, что индейцы Атакама имели коммерческие отношения в этом направлении, например, сумка из кожи енота. В остальном коллекция состоит из луков и стрел, одежды и украшений, глиняной посуды, ложек, корзинок, которые, хотя они и оставались в земле не менее 500 лет, не повреждены и с красивым рисунком полностью сохранились. В коллекции также есть вырезанные деревянные чаши, шпиндели, в так называемой табакерке из дерева и кости, недоуздки, упаковочная веревка и колокольчики из дерева для ламы и охотничья сеть, единственная известная археологическая находка этого типа из высокогорная территория Южной Америки. Клуб с каменной головой в форме тарелки также является большой редкостью. Интересно, что эта коллекция никогда не выставлялась.

Основным мотивом Стига Райдена было исследование, поэтому он собрал тысячи керамических фрагментов. Однако среди собранного им материала есть очень интересные объекты не только для исследований, но и с эстетической точки зрения.

https://www.pinterest.ru/pin/864057878494868756/
https://www.pinterest.ru/pin/864057878494868756/

Сложные отношения между Стигом Райденом и другими кураторами и директором департамента, очевидно, повлияли на собранные им предметы, и это также каким-то образом повредило археологии как дисциплине в музее. Она не имела четкой позиции в музее.

Стиг Райден покинул музей в 1953 году, когда по королевскому ордеру он стал куратором в Музее этнографии в Стокгольме, где он мог продолжить свою работу по американской археологии и истории. Примечательно, что до 1996 года Райден был фактически единственным куратором, получившим образование в области археологии.