Найти в Дзене

Евразийская интеграция «по-белорусски»: есть ли перспективы?

Президент Белоруссии Александр Лукашенко не перестаёт обвинять Москву в создании различного рода барьеров на путях интеграции в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). Причём, по мнению Батьки, различные ограничения вводятся россиянами, прежде всего, в отношении товаров с маркой «Сделано в Белоруссии».

Действительно, споры по различным вопросам торгово-экономического взаимодействия за пять лет с момента подписания Договора о ЕАЭС стали привычным явлением. Не прибавляет, мягко говоря, понимания и санкционная война, объявленная Западом Москве после воссоединения с Крымом в марте 2014 года. Пытаясь обойти ответные российские меры, европейцы направляют свои товары через Белоруссию, власти которой только рады дополнительному доходу от «серого» транзита.

До поры до времени в Москве реагировали на все это довольно сдержанно, зачастую закрывали глаза на проделки ближайшего союзника. Однако в последнее время ситуация начала меняться. Так, комментируя очередные претензии со стороны белорусского лидера, в правительстве России заявили, что считают их довольно странными. Не в последнюю очередь потому, что в реальности «именно Белоруссия наиболее часто блокирует решения, касающиеся общего рынка Евразийского союза».

И тому имеются подтверждения. Так, именно Минск заблокировал льготный порядок ввоза товаров на территорию ЕАЭС для целей реализации инвестиционных проектов. Опять-таки, именно белорусы воспротивились утверждению правил определения происхождения товаров. Помимо этого, в Белоруссии не сняты административные ограничения для товаров из государств ЕАЭС, которые по этой причине не допускаются к государственным закупкам. При этом в Минске требуют доступа белорусских предприятий к государственным закупкам на территории Российской Федерации на равных условиях. Как одно сочетается с другим – не совсем понятно, однако, по-видимому, Александра Лукашенко это не сильно смущает.

Вообще, торговых ограничений со стороны Белоруссии, в силу более закрытого характера ее экономики и особенностей государственного управления, куда больше, нежели со стороны России. Хотя, если следовать духу и букве Договора о создании ЕАЭС, то любые ограничения на свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы должны постепенно сниматься на обоюдной основе.

Однако этого не происходит, и порой дело доходит почти до анекдота. Например, российские производители не допускаются к участию в конкурсах на закупку сельскохозяйственной техники. И в то же самое время Минск протестует, когда белорусские комбайны гомельского предприятия «Гомсельмаш» не попадают под действующую с 2013 года аналогичную российскую государственную программу. Вроде как все остаются при своих, следуя принципу «своя рубашка ближе к телу»: в Белоруссии – «Гомсельмаш», а в России – «Ростсельмаш». Но говорить о какой-либо интеграции здесь не приходится.

Притчей во языцех стали и ограничения по импорту товаров массового потребления, многие из которых в Белоруссию можно ввести только через специмпортеров, перечень которых определяется указом президента, либо при условии специальной маркировки и получения специальных сертификатов. Мы помним, что «молочные» и прочие «войны» сопровождаются жлобами на излишне жёсткий контроль со стороны Роспотребнадзора, однако точно такие же меры действуют и в отношении российских экспортёров. Наверное, это и правильно, до тех пор как заработают единые технические регламенты в рамках ЕАЭС, однако раздувать из каждого подобного случая информационную шумиху вряд ли продуктивно.

Создаётся впечатление, что белорусское руководство хотело бы видеть интеграцию в рамках ЕАЭС и Союзного государства «улицей с односторонним движением». Под шумок обвинений по адресу российских партнёров в недобросовестной конкуренции, Александр Лукашенко и его министр иностранных дел Владимир Макей активно налаживают связи с «друзьями» из США и других государств НАТО. Очередным свидетельством растущей многовекторности белорусской внешней политики стал недавний форум «Минского диалога» (2019 года), в ходе которого западные гости обвиняли Россиию во всех смертных грехах. Впрочем, совершенно очевидно, что уж они-то покупать гомельские комбайны и субсидировать белорусские креветки точно не будут. Как известно, с территорий Польши и Литвы к белорусским нивам подбирается отнюдь не мирная техника…