Работаю сам на себя. В основном занимаюсь инженерными сетями, но не стесняюсь и общестроительных работ. К тому же не бывает ни электрики, ни вентиляции ни другой инженерии без строительной части.
Существует мнение, что "стройка" выгоднее "инженерии" да и ответственности меньше.
Работаю с юридическими лицами по безналу, но иногда (как правило летом) среди заказчиков появляются и обычные люди. Именно о работе с ними сегодня поделюсь со своими читателями.
То ли мне так везёт, то ли такая общая тенденция, но 90% работ в летний сезон происходят на дачах. В основном это электрика, сайдинг, профнастил, полы и всё такое.
И вот какая интересная картина о заказчиках складывается. Начнём с того, что все работы специфические и с "плавающей" ценой за материалы - именно поэтому на материалах я ничего не зарабатываю, а просто выполняю роль посредника при их покупке. Плюс делюсь своими скидками с заказчиками. Цена за оговоренный объём работ фиксированная, а все докупки материалов - за счёт заказчика. Это честно и уж поверьте моему опыту - полезней для нервной системы.
Причина в том, что как правило невозможно точно посчитать стоимость материалов до начала работ. Простой пример - одна женщина заказала обшивку дома сайдингом прямо по стенам без каркаса, уверяя что стены ровные. Объясняли что так не делают, но она ни в какую не соглашалась. Когда начали работать - оказалось что ровные они только на самом доме, а вот фронтон второго этажа кривой, хотя с виду идеальный. Выяснилось это только когда были выставлены леса и завезен сайдинг. Скажете надо было посмотреть до начала. Это не всегда возможно.
В результате были куплены рейки на каркас за счёт заказчика, технология соблюдена и все остались довольны. Цена за работу осталась прежней.
Проблему покупки неучтенных сразу материалов мы худо-бедно решили, но несмотря на это некоторые заказчики пытаются за счет исполнителя выполнить кучу неоговоренных заранее работ.
Предвидя негодование читателя и аргументы типа "Надо всё предусматривать!" не соглашусь. В старых домах и особенно на дачах всего не предусмотришь. Мы стараемся это делать, но не всегда получается. Кроме того возможные "допики" озвучиваются сразу. Сама их вероятность.
И к слову незапланированные работы, которые не требуют уж совсем больших трудозатрат мы делаем и "не пикаем", но иногда происходят казусы из-за которых я и пишу эту статью.
Итак, что происходит при возникновении дополнительных работ, которые заранее не оговорены и на выполнение которых надо затратить много времени и сил?
1. Пенсионеры
Заказчик вздыхает и говорит: "Надо - значит надо. Делайте. Сколько это будет стоить?"
Называем цену (скидывая её по максимуму, чтобы покрыть только временные затраты), делаем, получаем деньги. При этом сразу после выполнения работ пенсионер рассчитывается.
Во время нахождения на объекте мы получаем комнату для переодевания. Кроме того нас постоянно пытаются накормить и напоить чаем с самодельной выпечкой :) Всячески пытаются помочь, но практически не лезут с советами.
Такие люди знают цену деньгам и ценят чужой труд. Когда уезжаем предлагают кучу всего с огорода. Много рассказывают о себе и много расспрашивают.
2. Работающие немолодые люди
Заказчик вздыхает ещё сильнее и говорит: "А почему вы это сразу не учли?"
Аргументируем, объясняем.
Заказчик говорит: "Ну раз надо - делайте. Сколько?"
Называем цену, делаем, получаем деньги. Такие, как правило, сразу рассчитываются только на изначально оговоренную сумму, остальное платят потом.
Во время работы приходится довольствоваться только чаем, переодеваемся в беседке или сарае.
Всячески пытаются помочь, но как правило советами.
Тоже знают цену деньгам, но видно что относятся к работягам не так как пенсионеры. Много расспрашивают, в основном про деньги...
3. Молодые люди
Вылезая из кредитного кроссовера, заказчик говорит: "Почему сразу не посчитали?"
Аргументируем, объясняем.
В ответ слышим: "Проблемы индейцев шерифа не волнуют!"
Делаем.
Деньги платят, часто с задержкой, после летят в "чёрный список".
Во время нахождения на объекте мы получаем только розетку и ....переодеваемся в своих машинах.
Относятся к работягам как к людям второго сорта. Не помогают и не советуют. Скорее всего ничего не понимают. Ничего не расспрашивают.
Вообще типов заказчиков много, если будет интересно расскажу про остальных...