В современном мире направление стрит-арт искусства уже не считается чем-то необычным и экстравагантным, как это было в начале XX-ого века. Сейчас это направление занимает отдельное место в мире искусства, с помощью него люди так же могут передавать свои чувства, эмоции, раскрывать важные социальные и глобальные проблемы. Особенностью этого направления является то, что оно открыто и может быть понятно каждому, ведь произведения размещаются на улицах, украшают стены домов и не только. Конечно, чаще всего встречаются обычные незамысловатые надписи, с негативным характером или вовсе не имеющие смысла, но со временем направление начало раскрываться в полной мере и приобретать яркие краски и полные смысла картины, которые получали заслуженное внимание в широких массах.
Не малозначимой деталью этого направления стал уличный художник с псевдонимом Бэнкси. Вокруг его личности ходит много разговоров, никто не может с точностью сказать кто этот человек, он на протяжении всего своего творчества надежно держит маску анонима. Предположительно в конце 1990-х годов он стал заниматься граффити и довольно долгое время действовал как обычный райтер, но со временем его рисунки становились всё масштабнее, а уходить от полиции ему становилось всё сложнее. Таким образом художник решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Благодаря таланту художника и остросоциальной тематике своих рисунков Бэнкси быстро обрёл популярность сначала в Англии, а затем и во всём мире.
Наверно каждому хоть раз попадалась на глаза одна из его самых нашумевших работ «Девочка с воздушным шаром». Эта работа родилась на мосту через Темзу в 2002 году. Картина изображает девочку, силуэт которой нанесён чёрными красками по белому фону. Она с грустью наблюдает, как улетает вдаль её ярко-красный воздушный шарик в форме сердца. Девочка протягивает к нему руку. Сердце, которое является единственным цветным пятном картины, означает невинность, мечты, надежды и любовь. Здесь, он показывает хрупкость детства. Образ девочки, отпускающей воздушный шар, указывает, что невинность может быть легко потеряна. Специалисты предполагают, что, по мнению художника, общество заставляет детей взрослеть слишком быстро. Судьба этой картины так же не малозначительна, как и ее смысл. 5 октября 2018 года во время аукциона, после объявления о продаже полотна, с последним ударом молотка аукциониста встроенный в раму шредер разрезал его на мелкие полосы. Этот жест был положительно оценен среди почитателей Бэнкси, он нес в себе смысл, и после увеличил стоимость полотна.
«Девочка с воздушным шаром» является одни из самых любимых образов у британцев, и не только. Каждый может по-своему толковать для себя смысл этой картины, и именно в этом ее преимущество, в ее неоднозначности и простоте, которая противопоставляется признанным произведениям искусства, она может быть понятна каждому.
Бэнкси за свою карьеру раскритиковал, кажется, все негативные стороны общества потребления от простых граффити: товарное рабство – в «Штрихкоде» и «Тележках», кризис института семьи – в «Семейной цели», безнаказанность силовиков – в «Грубом копе» и «Хорошего дня!», зависимость от технологий – в «Мобильных любовниках» - работа отражает современную социальную проблему личных отношений в социальных сетях.
Самая громкие и невероятные из многочисленных акций Бэнкси – роспись стены между Израилем и Палестиной, а также граффити на руинах Сектора Газа. Остается не ясно как художнику удалось остаться живим после этой безрассудной идеи, ведь стена круглосуточно оставалась под наблюдением снайперов и военных. Художник признаётся, что во время работы не осознавал, что мог погибнуть в любой момент.
Весомая часть творчества Бэнкси посвящена критике полицейских, военных и других трансляторов насилия в обществе. Одна из самых известных цитат британца: «Самые чудовищные преступления на планете совершаются не теми людьми, кто восстает против правил, а теми, кто им следует. Именно те люди, кто следует правилам, сбрасывают бомбы и вырезают деревни».
Пока большинство концептуальных художников своими работами вводят простых зрителей в заблуждение, Бэнкси исповедует противоположную философию – делать так, чтобы каждый всё понимал интуитивно. Поэтому почти все его работы переполнены прямолинейными метафорами, легко считываемыми образами и отсылками к важнейшим символам поп-культуры.
Художник постоянно насмехается над коллекционерами и критиками, выискивающими в его произведениях глубинные смыслы. Например, один из таких восхищался образом крыс в творчестве Бэнкси: якобы всё потому, что «rat» – это анаграмма «art». Удивлённый художник в ответ притворился, что так и задумывал. Бэнкси откровенно смеётся над современным искусством и его ценителями. Яркий пример – его работы «Он отстойно рисует цветы» и «Большая золотая рама».
На первой схематично изображены человечки, между которыми происходит следующий диалог: – «Кто все эти люди?» – «О, это не люди – он просто отстойно рисует цветы». А на второй – следующие фразы: «Кто-нибудь всерьёз воспринимает этот вид искусства?» – «Никогда не недооценивай силу большой золотой рамы!» Для Бэнкси искусство, где художник не умеет рисовать, а только провоцирует и придумывает однообразные перфомансы, не имеет никакого смысла. Британец не одобряет, что его работы продают на аукционах за сумасшедшие деньги. Практически все выставки он проводил на окраинах городов в заброшенных индустриальных помещениях. Самое известное исключение – выставка «Бэнкси против Бристольского музея». За очередную насмешку над искусством он попросил гонорар размером всего в один фунт. Наверно всем известна недавно нашумевшая история с якобы выставкой Бэнкси в Москве, как потом оказалось, сам художник совершенно не подозревал об этом мероприятии и узнал о нем только из письма одного из русских почитателей.
Из всего выше сказанного можно сделать выводы: современное искусство очень остросоциальное, оно стремится всячески указать людям и властям на проблемы современного мира, таким образом, оно является двигателем решения проблем. Бэнкси стал символом современного искусства, он создает произведения, способные натолкнуть на рассуждения самого недалекого зрителя. Такое искусство не порицается народом, а наоборот поддерживается, оно гласно и передает настроение масс.
Порой нам кажется, что власти настроены радикально по отношению к таким личностям как Бэнкси, но на самом деле они не могут ничего поделать с правдой и людьми, которые эту правду понимают, поэтому им приходится мириться с этим и оставлять жалкие попытки на поимку всем знакомого анонима.
Подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене, скоро здесь будет представлена полная галерея работ Бэнкси, а пока можете посмотреть первую и вторую часть галереи.