Найти тему
Лана СовА

Свеча за упокой. (Быль или небыль.)

Яндекс. картинки из общего доступа
Яндекс. картинки из общего доступа

(Основано на реальных событиях).

Это знакомство изначально было необычным и невероятным по количеству своих совпадений.

Таня вошла в вагон и быстро нашла своё плацкартное место. Бросив сумку прямо на полку, выдохнула. Успела. Поезд отправлялся через минуту, и пока она бежала от автобуса через здание вокзала, внутри бился комочек страха, «опоздаю, опоздаю». Опаздывать ей было нельзя, у неё начинался «новый этап жизни».

Напротив, за столиком сидела «солидная» (это, по её понятиям, «солидная») женщина и глядя в окно постукивала наманикюренными пальчиками в массивных золотых кольцах.

- Добрый вечер! Я Таня! А теперь ещё и Ваша попутчица на целую ночь, - Таня улыбнулась (всё- таки здорово, что успела на поезд). Она даже и не ждала, какой- нибудь реакции на свою «тираду», но женщина неожиданно тепло улыбнулась ей в ответ и сказала: «Я - тоже, Таня, очень приятно».

В плацкартный отсек, где мы расположились, больше никто не загрузился, что и не удивительно, основной поток пассажиров заполнял вагоны, как раз в областном центре, который был НАШИМ общим пунктом назначения (как выяснилось позднее).

Стоит ли говорить, что поспать нам не удалось, всю ночь мы проболтали, выяснив для начала, что обе едем на первый экзамен, в один и тот же университет, поступать на один и тот же экономический факультет, на одно и то же заочное отделение. Обе - Тани, у обоих по мужу и по двое детей, разница была только в возрасте- без малого на 10 лет, Таня №2 была старше Тани №1 (№ 1- была, конечно, Я).

Так началась наша многолетняя дружба.

________________

Это случилось на втором курсе нашего обучения, была весенняя сессия. За проживание (бронирование жилья) отвечала Таня2, потому что работала в системе МВД, а проще - товароведом в колонии-поселении, которая находилась недалеко от нашего города. На мне лежала забота о билетах, на любой вид транспорта, туда- обратно, в нужный день, в нужное время.

В тот раз, случилось так, что ни в простую гостиницу, ни в ведомственную попасть не получилось. Таня2 договорилась с подругой, что нас на неделю приютит её сын, который жил один в трёхкомнатной квартире в областном центре. Это было даже лучше, чем любая гостиница.

Как же мы ошибались…

- Тётя Таня! – двухметровый акселерат встретил нас в дверях квартиры и тепло приобняв Таню2, зашептал: - Я не один, но вы маме не говорите, я ещё не определился.

Немного странно было слышать от двадцатилетнего мужика «тётя Таня» (мне самой-то было всего 25), но это были мелочи, у нас на неделю была «крыша над головой», где можно было спокойно готовиться к экзаменам.

- Здравствуйте, - из-за спины Димы выплыла девчушка в халатике, - Я Варя. Проходите, пожалуйста.

- Тёть Тань, вы располагайтесь в спальне, чистое постельное бельё в шкафу, мы в соседней комнате устроились, но нас сегодня скорее всего не будет, не ждите, ключи на тумбочке. Чувствуйте себя как дома, а мы помчались, - и прикрикнул, - Варюха, у тебя три минуты на сборы- опаздываем!

Несмотря на женское присутствие в квартире, похоже, Варя здесь хозяйкой себя не чувствовала.

Из углов выглядывали «пушистые комочки» пыли, напоминающие, что здесь живёт молодой, одинокий бесшабашный холостяк, которому чистота «по фигу».

Переглянувшись, мы кивнули друг другу головой, и хлебнув кофейку, закатали рукава. Времени был вагон.

Первым делом обустроили своё «временное жилище», потом вычистили остальное пространство. Встали перед дилеммой, убираться или нет в комнате «молодых».

- Тань, давай не будем, сами разберутся, как никак- личное пространство, - сказала я. Но Таня2 была непреклонна в своём желании довести чистоту до совершенства во всей квартире.

- Я ему сопли вытирала, ж… подтирала, чего мне стесняться? Сейчас кровать заправлю, пыль вытру, да пол помою, всего делов - то.

Я махнула рукой и пошла на кухню пить кофе, с чувством выполненного долга.

Минут через 5-10 в проеме кухонной двери образовалась Таня2 с какими-то согнутыми пополам, исписанными блокнотными листочками в руке.

- Танька, это что?!!! - И протянула мне потёртые бумажки.

Я взяла и развернула бисерным почерком исписанные листы. «Приворот, Заговор, Шепоток», прочитала я только заголовки.

- Где взяла?

- Под матрасом, лежали, я хотела кровать заправить.

- Иди, клади обратно, и ни слова никому. Больше никакой уборки в этой комнате. Нас там не было! – скомандовала я, - хватит на сегодня, иди, кофе стынет, подумаем, что дальше делать.

Порешали наложить «табу», на то, что нашли, нас там вообще не было, и мы туда больше не заходим.

Вечером занялись дописыванием «шпор» к предстоявшему завтра экзамену по «Истории КПСС» (был тогда такой предмет в универе).

Когда мозги уже кипели от задач и числа нескончаемых съездов партии, Таня2 предложила: «А давай погадаем, кому какая оценка на экзамене выпадет?». Сказано-сделано.

Таня2 притащила книгу, ножницы и ленту, засунула ножницы в книгу и перевязала лентой.

- Бери ножницы за одно колечко, я - за второе, будем вызывать Пушкина, пусть нам расскажет, чего мы завтра на экзамене заработаем, а то может зря здесь над шпорами горбатимся.

Долго рассказывать, как загробными голосами мы вызывали Александра Сергеевича, но когда он нам сообщил, что Таня2 получит «2», а Таня1 - «5», мы просто похохотали и упали в «объятья Морфея» без задних лап.

На экзамен Таня2 рванула первой, «чтоб долго не мучиться», и уже через 10 минут вышла, пойманная преподом со шпаргалкой и двойкой в зачётке. Я лихорадочно начала шерстить конспект. Надежды на «шпоры» испарились. Таня2 пошла в ближайшую кафешку успокаивать нервы и ждать моего результата экзамена.

Я зашла в последней пятёрке, всё это время лихорадочно листая конспект, и уже не надеясь ни на какой «счастливый случай».

Когда наша пятёрка вошла в аудиторию, и разобрала билеты, открылась дверь, и секретарь кафедры прошептала что - то преподу. – «Все встаём и за мной». Аудиторию нужно было освобождать для жаждущих знаний студентов.

Преподаватель провёл нас в свой кабинет и усадил за овальным столом. Вот тут -то была полная ж…, ни подсмотреть в конспект, ни воспользоваться «шпорами» - никакой возможности. Минут через 5-7, он, подняв глаза, спросил: «Ну, может быть кто- то готов?»

«Ааа- была не была»,- решила я, и подняла руку. «Присядьте поближе», сказал он.

Наша беседа о НЭПе заняла минут десять, но про второй и третий вопрос он уже не спрашивал, попросил зачётку и вывел «отл.», поставив размашистую подпись.

Таня2 сидела в кафе в ожидании меня уже в изрядном подпитии.

- Ну?

- Пятерка!

- Надо за это выпить!

Заказав себе кофе с коньяком, я произнесла маленький тост: «Ну, что, Тань, за Александра Сергеевича? Ведь не соврал!»

Неделя проскочила незаметно, экзамены были сданы, не знаю какими методами, но у Тани2 в зачётке за экзамен по «Истории КПСС» красовалась «удв». Весенняя сессия была закрыта. Завтра домой.

«Молодые» (как мы их окрестили) ни разу за неделю не появились. Мы с Танюхой сидели на кухне и попивали шампанское. Можно было выдохнуть. Вечером раздался звонок. Приехал Дима. Один.

Я, извинившись и попрощавшись, ушлёпала «в люлю», а они ещё долго болтали на кухне.

Только в вагоне, Таня2 рассказала мне, что «открыла глаза» Димке на ту девочку, что рядом с ним, показав, сложенные пополам блокнотные листочки.

- Тань, зачем? Это их дела, сами разберутся!

- Ну, это же сын моей подруги! Как я могла ему этого не рассказать? Тем более, что он сам сказал, что эта Варя ему и не нужна, и не нравится, а его к ней «тянет» помимо его воли.

Сказалось и забылось…

_________________

На осеннюю сессию мы уже расположились в гостинице МВД.

Была она в двух шагах от университета, и это нас устраивало на все 100%.

На второй день, ранним утром, раздался стук в дверь. Ничего хорошего он не предвещал. Так и оказалось.

- Татьяна, нам только что дозвонились и просили передать – Ваш муж погиб.

Таня2 собралась в две минуты и уехала.

Только гораздо позже я узнала подробности.

Осеннее половодье снесло машину мужа Тани2 с брода, спокойного ранее ручья, и перевернуло набок. Находившегося в машине пятилетнего Василька, отец сумел вытолкнуть из машины, разбив окно, а сам, зажатый рулём остался внутри. Василька искали полсуток, и нашли на другом берегу разбушевавшегося ручья, замерзшего, мокрого, но живого, а вот мужа Тани2 отправили в морг, где, впоследствии, выдали справку с короткой записью: «асфиксия грудной клетки и утопление.»

_________________

Меня «накрыло» ровно через 21 день, через три недели.

Я ждала врача, сынишка затемпературил, и звонок в дверь, можно сказать, был долгожданным.

На пороге стояла незнакомая женщина, действительно, в белом халате, выглядывавшем из-под куртки и рядом с ней- хмурый пожилой мужчина. Прямо от двери они, по-очереди (или оба разом, не помню) начали задавать кучу каких-то вопросов. «Причём здесь родственники мужа, если у меня приболел ребёнок?» Но в следующее мгновенье стало понятно всё.

- Сегодня на шахте произошла авария- обвал породы. Пострадали трое.

- Что с Олегом? Он в больнице? Он жив?!!!

- Нет. Его спасти не удалось. Он погиб.

Прямо по стенке кухни я поползла вниз, на услужливо подставленную табуреточку.

Женщина в белом халате уже набирала в шприц какое-то лекарство.

- Это - успокоительное, давайте поставим укольчик.

Я молча протянула руку.

_______________

Когда «отвели сороковины» (так говорила моя тётушка), сели вечером втроём за столом на небольшой кухоньке. Всех встретили, накормили, напоили, посуду перемыли, даже ребятня уже сопела в своих кроватках.

Пламя свечи мягко освещало портрет Олега. На нём он пристально и с полуулыбкой смотрел на нас. А мы - я, сестра и тётушка на него.

Не знаю почему, я рассказала им про Таню2 и про нашу «встречу» с Варей.

- Дурында! -взбеленилась тётушка, - что раньше не могла рассказать? Я опешила.

- О чём? О ком? О том, что Таня2 на три недели раньше потеряла мужа или о Варе, которую я видела один раз, да и то, мельком?

- Да эти, «мокрощелки», сами не понимают, что творят! Начитаются непонятно чего и начинают «привораживать- отвораживать», свечи за упокой ставить, не представляют, как за всё в этой жизни расплачиваться придётся, чем эта их «ворожба» обернётся, - бушевала тётушка.

- Теть Рай, ты что действительно думаешь, что это дело рук Вари?!!!

- Утверждать не могу, если бы сразу- «отлила бы на воск» и, возможно, смогла бы отвести беду, а сейчас о чём говорить, ничего уже не исправишь, - тётушка тяжело вздохнула.

Тётя Рая, действительно была не совсем обычным человеком, лечила, в основном, деток лет до пяти-семи, отливала воском, выкатывала яйцом, чёрным хлебом убирала какую-то «щетинку» на спинке у новорожденных, «заговаривала грыжи», да много чего ещё, о чём я и не знала. Всему этому её научила мама (моя бабуля), вырастившая и поднявшая в одиночку пятерых детей (дед пропал без вести в первый год войны). Главным её условием было, чтоб детки были крещёные. Моих она тоже, однажды приехав, схватила в охапку и отвезла в церковь, покрестила, став крёстной сразу для обоих.

Я молча сидела, уставившись в чашку остывающего чая, мозг откровенно отказывался принимать информацию, что гибель наших с Таней мужей, не случайность, а кем-то задуманная закономерность. Нет. Так не бывает!

Тем не менее- две Тани, две подруги, две вдовы…

Про Варю можно прочитать здесь

Другие мои рассказы можно прочитать - здесь.