«У нас совершенно нет свободного времени. После школы мы спешим в бассейн, затем на дополнительный английский. А в четверг и субботу сын ходит в художественную школу и на шахматы», — поведала мне одна знакомая.
Вопрос о внеурочной детской нагрузке решается в каждой семье индивидуально, и количество часов порой превышает рекомендуемый размер.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности не должен превышать во всех классах 10 академических часов в неделю. СанПиН 2.4.2.2821-10
Когда родители угадали наклонности ребенка, определиться с дополнительным видом занятий не составит труда.
Однако, некоторые дети не способны однозначно ответить на вопрос: «Какой кружок тебе больше нравится?»
«Я хочу на плавание или хоккей. А еще лучше на самбо, там драться учат», — отвечает сын. И мама хватается за голову, не представляя, как втиснуть посещение множества кружков в учебный процесс.
Если ребенок хочет посещать множество секций и все ему кажутся привлекательными, не волнуйтесь. Никаких отклонений здесь нет. Ваш ребенок-иррационал. Барбара Шер в книге «Отказываюсь выбирать» называет таких людей сканерами.
«Сканеры — это люди, которые увлекаются многим и просто не могут сконцентрироваться на одной деятельности.
Сканеры часто говорят: "Я понимаю, что нужно выбрать что-то одно, но что? Ведь так много всего интересного".
Мир для сканеров — большая кондитерская, битком набитая дивными соблазнами, и сканеры хотят одного — дорваться до всех сладостей и затолкать их в свой карман». Барбара Шер «Отказываюсь выбирать»
Со стороны дети — иррационалы выглядят рассеянными, невнимательными или даже несерьезными. Они неусидчивы, их легко можно заподозрить в «дефиците внимания». Такие дети чаще других отвлекаются на уроке, не делают домашнее задание без напоминания, во время разговора перескакивают с темы на тему, бросают недочитанные книги, не откликаются по первому зову и легко переключаются с одной игры на другую. Их поведение обманчиво кажется легкомысленным.
На самом деле дети — иррационалы готовы ежеминутно впитывать новую информацию, проверять ее опытным путем и исследовать границы дозволенного.
Зачем ограничивать детский разум жесткими рамками? Сегодня им хочется строить шалаши на дереве, а завтра учиться играть на гитаре или покорять космическое пространство.
«Моя дочь начинает убираться в комнате. С уборки переключается на игрушки. Начинается новая игра. В итоге, уборка затягивается еще на 2 часа», — сетует 30—летняя Ира, мама восьмилетней Катеньки. Напряжение и недовольство родителей быстро возрастает и терпению приходит конец.
Часто в семьях, где родители—рационалы, а ребенок—иррационал, возникают споры и разногласия.
Если же у вас схожие предпочтения, то вам будет проще понять друг друга.
Если же нет, не беда. Осознание отличий и уважение к личности ребенка поможет сохранить любовь и взаимопонимание в семье.
Итак, советы родителям, воспитывающим ребенка—иррационала.
- Принимайте ребенка со всеми его недостатками и достоинствами. Не навешивайте собственных желаний или страхов.
- Установите понятные правила в семье и старайтесь регулярно следовать им. К примеру, сообщите ребенку, что после третьего «приглашения к столу» его тарелка убирается.
- Используйте таймер, чтобы «подружить» ребенка со временем. Уборка, игра на планшете, помощь по дому — лимитируйте все, о чем сможете договориться.
- Попробуйте превратить уборку в сказочную игру на скорость. Придумайте страну, где король часы, а его строгая королева — таймер. Купите красивый, большой будильник. Оживите таймер, надев на него бумажную корону.
- Включайте таймер всякий раз, когда вам необходима скорость ребенка. Одеться, умыться, убрать игрушки.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте наглядную табличку с медальками. Поощряйте, если ребенок уложился вовремя. Грустными смайликами отмечайте невыполненные дела.
- Научите основам планирования. Простой список дел на день (подъем, зарядка, почистить зубы, заправить постель, собрать портфель и т.д.), расположенный на видном месте, поможет ребенку меньше отвлекаться, быть собранным и спокойным.
- Поправляйте и корректируйте в вежливой форме. Фразы: «вечно ты не можешь определиться», «все выбирают что—то одно, а ты мечешься в стороны» и подобные, способны на всю жизнь заложить неуверенность в себе.
«На самом деле это непостоянство, которое для большинства кажется недостатком — редкостный дар. Им обладали гении — Ломоносов, Леонардо да Винчи, Аристотель, Гете и другие. Они не ограничивались одной областью, а исследовали сразу несколько и добивались в каждой успеха». Барбара Шер «Отказываюсь выбирать»
- Не требуйте сразу достижения больших целей. Разрешите ему двигаться в различных направлениях. Пусть пробует многозадачность. Наверняка, из 3—5 кружков останется один.
- Дайте больше свободы. В случаях, когда это не сопряжено с риском для жизни и здоровья, позвольте ему установить собственные ограничения.
- Переключайте ребенка с умственной активности на физическую. Вспомните школьные занятия и игры на переменке. Выучил уроки, затем пропылесосил в комнате, почитал книжку, покатался на скейте и т.д.
- Примите любознательность ребенка. Иррационалам ошибочно приписывают склонность к гуманитарным наукам. Но это не так. Такой малыш способен одновременно стать известным математиком, художником и поэтом.
Отправляясь в любые поездки, Эйнштейн брал с собой скрипку. И, бывало, даже на заседаниях Берлинской Академии наук появлялся со скрипичным футляром, потому что после заседания шёл к одному из своих коллег — Планку или Борну, чтобы совестно музицировать. Как в Берлине, так и в Америке он иногда давал публичные концерты, сборы от которых предназначались для благотворительных целей. Эйнштейн и музыка
- Предложите выполнять задания в форме игры или соревнования. К примеру, банальное мытье посуды превратите в увлекательную «охоту за мыльными пузырями».
- Напишите вместе с ребенком список дел из разных областей. В ситуациях «мне скучно» такой список станет палочкой — выручалочкой. Ничего страшного не произойдет, если вы позволите ему иногда поскучать. Обычно скука провоцирует всплеск креатива и ребенок быстро находит чем себя развлечь.
Так, американский программист по имени Брэм Коэн, сидя в своем доме от скуки создал первый протокол битового потока (от английского - BitTorrent), известный как Torrent, принесший ему всемирную известность. Брэм Коэн
Кем бы ни был ваш ребенок, не забывайте общие правила родителей:
- Пообещали ребенку — обязательно выполните! Не теряйте авторитет в глазах малыша.
- Придерживайтесь одной линии воспитания. Не устанавливайте правила, непонятные для ребёнка, особенно, если ребёнок — иррационал. Иррационала нельзя заставить, но с ним можно договориться, объяснив, почему предложенный вами вариант предпочтительнее.
- Не пытайтесь добиться от ребенка отличных оценок и упорства в достижении целей, которые, по вашему мнению, ему необходимы. Вы можете поддерживать и предлагать направление и курс, но «перегибание» палки чревато обратной реакцией в более взрослом возрасте.
Рационал или иррационал — он сам выберет свой путь к успеху, если дать ему свободу следовать своей природе.