Вдалеке во внешней темноте, где нет дыхания, нет света, и звук не слышен, можно взглянуть на этот вращающийся земной шар. С такого расстояния можно получить совершенно неограниченное представление о том, что происходит на этом земном шаре. Приближаясь немного ближе, видны континенты, а ближе к ним - демографические потоки.
Существует одна точка фокусировки, откуда свет идет во всех направлениях. Это кривой полуостров Европы. На этом крошечном кулоне огромного земляного шара существует наибольшая интенсивность движения. Здесь можно увидеть - ибо душа и ее истоки видны - концентрацию идей, энергии, амбиций, цели, экспансии, воли к форме. Находясь над Европой, мы видим то, что никогда прежде не было так отчетливо видно - наличие чисто духовного организма. При внимательном рассмотрении видно, что световой поток течет не с поверхности Европы вверх в ночное небо, а вниз от ранее невидимого организма. Это открытие глубокого и революционного значения, которое было подтверждено нам только потому, что мы полностью отделились от земных событий во внешней пустоте, где дух видим и видим материю, только благодаря свету от духа.
Далее следуют другие открытия: с другой стороны находятся два острова, маленькие по сравнению с сушей. Бледное свечение, рассеянное по изолированным частям этих двух островов, рассматривается одновременно как отражение с другой стороны. Что это за надземное явление? Почему именно над Европой?
Какова связь между ним и человеческим материалом под ним? Последние формируются в причудливо сформированные пирамидальные структуры. Сформированы ранги. Движение продолжается по каналам лабиринтной сложности. Люди стоят друг перед другом в определенных отношениях и подчинении. Кроме этого крошечного полуострова, человеческие течения горизонтальны, кружатся, вихревые, как вода в ручьях, течения в океане, стада на обширных равнинах. Таким образом, именно дух-организм формирует и производит впечатление на население полуострова, придав ему сложную органическую форму.
Но здесь у нас есть не только свобода времени, но и свобода пространства. Нам позволено смотреть на сотню поколений как на земной образ жизни плодовой мухи. В поисках чего-то похожего на дух-организм, который мы видели, мы уходим в двести поколений назад. Мяч тот же, но почти в полной темноте. Вещи почти неразличимы, материя не прошла через эмбику духа и непонятна. Оглядываясь назад, можно увидеть продолжение этой пустоты. Через мгновение проходит несколько поколений, и дух начинает чувствовать себя. На северо-востоке Африки появляется слабый, но многообещающий свет. Затем еще один, в тысяче миль на северо-восток, в Месопотамию. Их имена: Египет, Вавилония. Время около 3000 г. до н.э. Они усиливаются, и первое, что становится очевидным в каждом случае - это походы армий против внешнего населения, которое воспринимается как варвар. Эти духовные организмы не смешиваются - их верхние границы остры и ясны, каждое существо имеет свой оттенок, который к нему прилипает. Каждый организм захватывает человеческий материал в своем ландшафте и производит на него впечатление. Сначала она дает им общий мир, потом перерабатывает его в нации, каждый народ воплощает отдельное представление о высшем организме. Благородство и священство возникают, чтобы воплотить различные аспекты этой идеи. Популяции расслоены и специализированы, и люди живут своей жизнью и судьбой в условиях полного подчинения высшему организму. Последнее внушает этим людям идеи. Лишь небольшой духовный пласт каждого человека приспособлен к этому типу принуждения, но те, кто к нему принадлежит, остаются на службе идеи, как только она почувствуется. Они будут жить и умирать за это, и в процессе этого они определят судьбы населения, откуда они приходят. Эти идеи - не просто абстракции, вереницы понятий, но и живые, пульсирующие, бессловесные потребности бытия и мышления - это техника, с помощью которой эти высшие существа используют человека для своих целей. Религии высокой сложности чувств и логики, формы архитектуры, задуманные в духе этой религии и служащие ей, лирическая поэзия, живописное искусство, скульптура, музыка, ордена знати, порядки священства, стилизованные жилища, стилизованные манеры и одежда, жесткая подготовка молодежи к этим разработкам для их увековечивания, системы философии, математики, знаний, природы, огромных технических приемов, гигантских сражений, огромных армий, длительных войн, энергетической экономики для поддержки всей этой многогранной структуры, хитроумно организованных правительств для наведения порядка в странах, созданных высшим существом, действующим на различных типах человеческого материала - вот некоторые из форм флоры, проявляющихся в этих двух областях. Каждая форма отличается в Египте от соответствующей формы в Вавилонии. Если идея заимствована, то она только на первый взгляд принимается, на самом деле ее неправильно понимают, перестраивают и адаптируют под собственную душу.
Но чем выше, тем ближе приближается кризис. Он потратил свои силы в этом процессе земной трансформации. Он дрожит, ослабевает, ощущает осязание - хаос и анархия угрожают его земной актуализации - силы снаружи собираются, чтобы уничтожить его и уничтожить его великие творения. Но она пробуждает себя, она выдвигает свои наибольшие усилия всего - уже не в создании внутреннего мира, искусства, философии, теории жизни, а в формировании чисто внешнего аппарата власти: строгие правительства, гигантские армии, промышленность для их поддержки, флоты кораблей для войны, правовые системы для организации и претворения в жизнь завоеваний. Он распространяется на районы, которые никогда ранее не исследовались и даже не были известны, он объединяет все страны в одно целое, что дает название остальным и ведет их к последнему большому масштабному мероприятию.
В каждом из них прослеживается один и тот же большой ритм. Как только один наблюдатель увидит, оба огня погаснут от своих великолепных оттенков до вечно светящегося земного света. Они гаснут медленно, оставляя в памяти людей сияние легенды и воспоминаний, а их последние великие творения лежат в расширенном ландшафте.
За пределами этих двух районов остальная часть Земли осталась неизменной. Человеческие группы отличаются от скотоводческих только примитивной культурой и более запутанной экономикой. В противном случае их формы существования лишены смысла. Примитивные культуры - единственное, что существует над уровнем экономики, поскольку они приписывают символическое значение природным явлениям и поведению человека. Но в этих движениях нет ничего похожего на Высокие Культуры, которые трансформировали весь облик египетских и вавилонских пейзажей на протяжении почти сорока поколений от их первого начала до последнего затопления.
Физическое время течет, и столетия проходят во тьме. Затем, точно так же, как в Египте и Вавилонии, но снова другого оттенка, и под другую музыку, свет появляется над Пенджабом. Он становится ярким и твердым. Как и в предыдущих двух организмах, в организме происходит то же самое богатство форм и значимых событий. Все его творения в высшей степени индивидуальны, так же отличаются друг от друга, как и два предшественника, но следуют одним и тем же грандиозным ритмам. Одно и то же разноцветное представление знати и священников, храмов и школ, народов и городов, искусства и философии, армий и наук, писем и войн, проходит перед глазами.