Форум для подростков и родителей — новый для России формат, поэтому привлечь на него участников быстро — довольно сложная задача. Команда WebCanape разработала продающий сайт и за 2 месяца продала 500 билетов на мероприятие, применив целый арсенал рекламных инструментов. Рассказываем как.
В начале года к нам обратился организатор Всероссийского форума для родителей и подростков LEVEL-UP 2018. Требовалось как можно быстрее создать сайт и продать более 500 билетов на мероприятие. На все нам дали 2,5 месяца.
Тип сайта: продающая страница
Цели: разработка продающего сайта, привлечение участников на мероприятие и продажа билетов
Особенности
Мы не впервые продвигаем мероприятие. В нашей копилке успешные проекты по продаже билетов на бизнес-туры, ИТ-конференции и церемонии вручения премий. Однако в данном проекте были свои особенности:
- Очень сжатые сроки: 2 недели на разработку сайта и 2 месяца на привлечение участников.
- Смешанная целевая аудитория. Мероприятие такого формата организовывалось впервые, и нужно было ориентироваться на группы с очень разными интересами и потребностями — родители и подростки.
- Высокая ответственность. Форум организовывал Максим Батырев и его супруга Анна Батырева. Максим — автор книг про качество менеджмента и продаж, и это требовало от всей нашей команды высокого уровня менеджерского искусства. Мы любим сложные нестандартные проекты, которые позволяют не только развивать клиента, но и самим становиться лучше, поэтому за этот заказ принялись с энтузиазмом.
Создание сайта: дизайн
Две недели для создания креативного сайта — очень короткий срок, нет времени на длительное согласование концепции оформления, постраничных макетов. Поэтому мы взяли в качестве отправной точки уже существующую площадку Synergy Global Forum и адаптировали ее под Форум.
Несмотря на то, что форум ориентирован на подростковую аудиторию, мы выбрали бизнес-концепцию. Решение на первый взгляд нетривиальное, но у нас было для него две причины:
- Цель LEVEL-UP 2018: сформировать у подростков внутренний стержень и лидерские качества, которые помогут детям стать увереннее в себе и начать неутомимо двигаться к мечте. То есть мероприятие предполагало деловой формат.
- Целевая аудитория Форума — не только подростки, но и родители, которые беспокоятся о будущем своих детей или испытывают трудности в общении с ними часто из-за нехватки времени. Деловая среда для них более привычна.
На сайте мы отразили не только информацию о программе, организаторах, месте проведения форума, но и объяснили каждой целевой группе задачу Форума, обратили внимание на то, что участники смогут для себя вынести.
Программная часть
В разработке мы учли, что примерно половина пользователей сегодня выходят в интернет с мобильных устройств, поэтому сайт сделали адаптивным.
Так как главными задачами были максимальное число продаж и сбор контактов, мы:
- предусмотрели возможность написать организаторам через мессенджер Telegram и соцсети,
- настроили интеграцию с сервисом продажи билетов,
- подключили CRM-систему для удобства учета и ведения сделок.
Сервис продажи билетов
Для продажи билетов мы остановились на сервисе Ticket For Event, потому что к нему можно подключить Яндекс Метрику и Google Analytics, чтобы передавать данные о конверсиях. Кроме того, там есть виджеты для соцсетей, которые можно встроить в группы социальных сетей и предоставить посетителям возможность оплаты через них. Дополнительными плюсами стали функции управления промокодами, простая интеграция с сайтом и мгновенная техподдержка.
Canape CRM
Для автоматизации учета и обработки заявок мы выбрали Canape CRM. Помимо стандартного функционала (ведение клиентской базы, ведение сделок по воронке продаж, разграничение прав пользователей, аналитика), в Canape CRM есть дополнительные функции, которые нам пригодились:
- планирование продаж;
- задачи и напоминания;
- быстрое формирование документов (каждый документ доступен по уникальной ссылке);
- онлайн-оплата счетов.
Онлайн-трансляции
На сайте можно было купить доступ к онлайн-трансляции мероприятия. Мы сделали это для тех, кто хотел поучаствовать в Форуме, но не мог приехать.
Для организации стриминга использовали сервис Pro Stream. Накануне мероприятия всем участникам разослали уникальные ссылки на прямой эфир, за час до начала зрители уже могли присоединиться к трансляции и следить за происходящим. Одновременно к онлайн-эфиру подключились 50 человек, на протяжении всего Форума перебоев не было.
Изменение сайта после Форума
Сайт мы предполагали использовать и после окончания Форума — для продажи видеозаписи мероприятия, а для этого его нужно было изменить. Мы скорректировали дизайн — вывели на первый план кнопки «Купить видеозапись», «Программа форума», блок «Отзывы» и фотоотчет.
Также был подключен сервис продажи инфопродуктов Smart Payment и настроена его интеграция с платежным сервисом Robokassa для продажи видеозаписи Форума после его окончания.
Сервис Smart Payment — довольно простой и удобный способ организации продаж инфопродуктов. Там можно продать любой электронный продукт, подключить самые популярные платежные системы (Интеркасса, Robokassa, PayPal и др.), есть дополнительные инструменты, позволяющие увеличивать продажи, и цена его невысока.
Мы разместили свой электронный товар на площадке сервиса, придумали к нему описание и получили ссылку на продукт. Данную ссылку мы поместили на сайт. После оплаты деньги поступают в платежный сервис, а клиент может скачать видео.
Подключение маркетинговых инструментов, CRM-системы и интеграции сайта с сервисом продажи билетов помогли сформировать эффективный канал, который сразу стал продавать.
Стратегия продвижения и маркетинга
Все работы по продвижению мероприятия мы разбили на 3 этапа. Схему действий ниже можно использовать как готовый план продвижения мероприятия практически в любой сфере.
1. Предварительный этап (до запуска сайта)
- Сбор и подготовка информации для мероприятия
- Анализ целевой аудитории
- Заведение сообществ в соцсетях и подготовка контент-стратегии на весь период
- Формирование стратегии e-mail-маркетинга
- Разработка стратегии рекламной кампании
2. Основной этап продвижения
- Реализация стратегии e-mail-маркетинга
- Ведение сообществ в соцсетях и канала в Telegram
- Ведение рекламных кампаний, в том числе:
- контекстная реклама (Яндекс, Google),
- таргетированная реклама (ВКонтакте, Facebook, Instagram),
- реклама в сообществах (ВКонтакте, Facebook, Instagram),
- реклама в YouTube,
- реклама у блогеров (YouTube, ЖЖ, соцсети),
- реклама на тематических площадках (форумы, порталы).
- Аналитика эффективности работ, в том числе:
- анализ эффективности рекламной активности,
- анализ лидов, вопросов,
- внесение изменений в стратегию и настройки рекламных кампаний.
3. Заключительный этап (после окончания Форума)
- Серия заключительных e-mail-рассылок
- Заключительные публикации в сообществах в соцсетях
- Итоговый анализ и подготовка отчета о рекламе и проделанной работе
На всех этапах проекта работала команда, состоящая из: аккаунт-менеджера, медиапланера, копирайтера, редактора, дизайнера, специалиста по контекстной и таргетированной рекламе.
Рекламная кампания: реализация
Выявление целевой аудитории
Очень важно начать разрабатывать рекламную стратегию до того, как будет готов сайт. Например, нам это позволило не только создать качественный продающий лендинг, но и значительно сократить время с момента запуска сайта до получения первых лидов.
Анализ целевой аудитории, выявление ее мотивов и потребностей строились на постановке гипотез и их проверке. Мы изучили каналы привлечения каждой целевой группы и разработали отдельные рекламные сообщения.
Первоначально было определено 5 целевых групп: подростковую аудиторию мы разбили на 3 типа, а взрослую — на 2. В итоге получилась следующая сегментация:
- Родители подростков, у которых нет мотивации и стремления к чему бы то ни было.
- Родители, которые имеют связь со своим ребенком, совместно строят планы на будущее, думают о его дальнейшем развитии.
- Дети 10–13 лет, которых можно назвать беззаботными, у них много желаний.
- Дети 13–15 лет, которые сталкиваются с первыми подростковыми проблемами, неуверенностью, комплексами и нападками со стороны сверстников.
- Молодежь 16–18 лет, мотивированные, думают о поступлении в вуз и будущей профессии.
Конечно, такое разделение довольно условно, так как обязательно найдутся представители той или иной аудитории, которые будут выбиваться из этой классификации. Однако в маркетинге невозможно со абсолютной точностью описать целевую группу. Можно делать лишь предположения, которые могут быть верны для большинства.
Инструменты для привлечения аудитории на мероприятия
Мы создали 5 портретов для каждой нашей целевой группы и продумали 5 стратегий привлечения, в рамках которых использовали следующие рекламные каналы.
- Яндекс Директ и Google AdWords
- Объявления на поиске — по ключевым словам
- Рекламная сеть — тематический таргетинг + таргетинг на целевые аудитории
- Ретаргетинг
Вид рекламы: текстовые объявления, баннеры.
Наибольший отклик удалось получить от подростков (до 18 лет) и родителей (в возрасте 35–44 лет) с интересами «Куда поступать в Москве», «Поступление в вузы».
Всего РК в Яндексе и Google помогли нам привлечь 20 участников, при этом примерно половину лидов принесли объявления, нацеленные на аудиторию до 18 лет.
Небольшой интерес объявления вызвали у подростков с интересами «Как перестать стесняться», «Как стать увереннее в себе» и родителей, которых волновали следующие проблемы: «Ребенок ничего не хочет», «Проблемы с ребенком-подростком» и т. д.
Рекламная кампания в поиске Яндекс и Google работала эффективнее, чем на сайтах-партнерах поисковых систем (процент отказа на поиске Яндекс составил 18%, а с сайтов-партнеров Яндекс — 67%).
Мы вовремя сделали выводы из первых полученных данных, скорректировали рекламную стратегию, нацелив объявления на самые активные группы (до 18 и 35–44 лет) и получили неплохую конверсию.
- Таргетированная реклама в соцсетях
- Реклама на аудитории Максима Батырева, участников Первой конференции для родителей
- Реклама на аудитории по интересам
- Реклама на аудиторию отдельных групп и страниц (например, аудитории спикеров форума)
- Реклама в целевых группах и сообществах
- Ретаргетинг (на тех, кто посетил сайт, но не оформил заявку)
Вид рекламы: нативные посты в ленте новостей.
ВКонтакте
Таргетированная реклама работала во трех социальных сетях: ВКонтакте, Facebook и Instagram.
Изначально во ВКонтакте таргет-реклама была нацелена на подростков, а в Facebook и Instagram — на родителей.
Кампании в Facebook и Instagram работали хорошо и приносили заявки, а вот во ВКонтакте результаты были не такими радужными. Причина в том, что подростки хоть и активно реагировали на рекламу, но не располагали средствами для покупки билетов. Поэтому было принято решение направить объявления в ВК также на родителей, а для подростковой аудитории использовать стратегию естественного вовлечения. Мы запустили конкурс на лучший слоган для Форума LEVEL-UP 2018. Для участия нужно было сделать репост, закрепить пост на своей странице, написать слоган в комментариях.
По количеству «лайков» победил слоган «На ступень выше поднимайся — с LEVEL-UPом прокачайся!»
Участники также предлагали такие варианты:
«С LEVEL-UPом все не сложно, развивайся-мы поможем»
«Подняться выше на этап тебе поможет LEVEL-UP!»
«Живи мечтой и ввысь взлетай, с LEVEL-UPом мир познай!»
«Сегодня дети — завтра капитаны. LEVEL-UP готовит к большому плаванию!»
Конкурс сработал, но эффект ожидали больший. Причина в том, что для детей-подростков основным мотиватором были родители. Приз — бесплатный билет на форум — оказался не таким желанным. После проведения конкурса мы еще раз убедились в том, что решение участвовать в Форуме принимают родители.
- SMM
Вид рекламы: публикация постов в социальных сетях согласно контент-плану.
Как разработать хороший контент-план? Ниже приведем основные шаги.
- Все начинается с постановки целей.
- Далее внимательно изучаем ЦА, сегментируем ее и стараемся создать максимально полный портрет каждой целевой группы.
- Определяем «боли» этих групп, их потребности и мотивы.
- Разрабатываем качественный посыл, которые будут решать проблему целевой аудитории.
- Изучаем конкурентов, смотрим, какими приемами привлечения пользуются они, какой характер контента используют, на кого нацеливают рекламу.
- Решаем, какой контент и в каких пропорциях будем использовать (информационный, продающий, активация подписчиков и т. д.).
- Дробим каждый тип контента на конкретные типы постов.
- Разрабатываем график публикаций каждого поста.
- Разрабатываем тексты каждого поста.
- Отрисовываем креативы для постов.
- Реализуем контент-план согласно графику публикаций.
Во всех трех соцсетях мы публиковали посты согласно контент-плану, который составили после внимательного изучения ЦА и постановки конкретных целей. Разрабатывался контент-план на основе контент-стратегии.
- E-mail-маркетинг
- E-mail-рассылка по базам, связанным с личным брендом организатора форума
- E-mail-рассылка по базам партнеров
Изначально мы поставили гипотезу, что эффективной будет рассылка по e-mail-базам с «горячей» аудиторией.
С первых рассылок 158 человек перешли на лендинг. Из них 18 зарегистрировались на сайте и 15 выполнили регистрацию через сервис Ticket For Event.
Не все получатели сообщения сразу же совершили покупку, несмотря на то, что очень тепло относились лично к организаторам Форума. Впоследствии мы использовали несколько рассылок, которые все-таки привели зарегистрировавшихся по воронке продаж к совершению покупки.
Мы размышляли, как еще выйти на родителей, и для этого привлекли партнеров с подходящей целевой аудиторией и наработанной базой данных.
Партнеры Форума, по базам которых мы делали рассылки:
- онлайн-школа английского языка EnglishDom,
- школа финансовой грамотности MONEY START (г. Екатеринбург),
- книжное издательство «МИФ»,
- международная гимназия Skolkovo Community,
- школа подготовки к ЕГЭ «Репетиторская империя».
Эффект был разным: иногда положительным, иногда нейтральным. Самой конверсионной оказалась база «Репетиторской империи».
Кроме того, мы приобрели платную рассылку по базе данных электронного дневника «ЭлЖур». Это база из более чем 10 000 e-mail-адресов родителей и школьников старших классов. К нашему большому удивлению данная рассылка не принесла того эффекта, на который мы рассчитывали, и конверсий не было вообще.
- Реклама на YouTube
- Реклама на аудиторию по интересам
- Реклама на аудиторию определенных каналов
Вид рекламы: Pre-Roll-ролики.
Ролик на YouTube был ориентирован на подростковую аудиторию. Мы получили переходы на сайт и широкий охват, однако коммерческого успеха ролик нам не принес. Причины те же: аудитория оказалась неплатежеспособной, подростки бы с радостью поехали на такой форум, но бесплатно. У них не было достаточной мотивации уговорить родителей купить билет, так как, к сожалению, среди спикеров Форума не было их кумиров, например, известных подростковых блогеров или приглашенных звезд.
- Тематические сообщества соцсетей
Вид рекламы: платное и бесплатное размещение гостевых постов в подходящих сообществах.
Мы активно занимались поиском и подбором групп для размещения гостевых постов:
- пересмотрели группы топовых московских школ, где просили разместить анонс;
- перебрали сообщества, в которых состоит активная молодежь (международный детский центр «Артек», молодежный форум «Таврида» и т. д.);
- проработали группы, посвященные воспитанию детей.
Не везде разрешена прямая реклама, потому приходилось делать завуалированные посты.
Нетривиальным можно назвать размещение поста в сообществе предпринимателей Websarafan. В нем мы опубликовали примеры баннеров для Форума LEVEL-UP, попросив прокомментировать, какой из них больше подходит для кампании. Это вызвало бурную дискуссию, среди комментаторов были и представители прорабатываемых нами целевых сегментов, которым мы направляли в личные сообщения приглашения с промокодами.
- Реклама у блогеров
Вид рекламы: «скрытая» реклама через рассказ блогера о «своей проблеме», в качестве решения которой он призывает посетить Форум LEVEL-UP 2018.
Изначально мы хотели привлекать подростковую аудиторию с помощью подростковых блогеров, лидеров мнений. Но, оказалось, что сотрудничество с ними возможно только на платной основе.
Например, реклама у одного из топовых подростковых блогеров, к которому мы обратились за информацией, стоила более 300 000 рублей. В наш бюджет это не укладывалось.
Для привлечения родительской аудитории мы пытались найти блогеров, которые пишут про своих детей. В основном мы сотрудничали с блогерами-мамами совсем маленьких детей, поэтому вау-эффекта в плане продаж мы не увидели, но получили высокий охват.
Мам-блогеров очень много, их несложно найти напрямую или через биржу, но очень мало тех, кто пишет про подростков. Этих авторов приходилось искать вручную. В этом нам помог Facebook. Интересных нам авторов нашли через группы, подобные этой «Журналисты и блогеры России».
Многие согласились работать по бартеру — за бесплатные билеты на Форум. Были и те, кто бесплатно разместил информацию, потому что поддержал идею мероприятия.
Измеряли эффект мы с помощью промокода: каждый в посте давал промокод со скидкой на Форум всем своим подписчикам. Так с помощью систем статистики мы без проблем смогли отследить результаты.
Блогеры размещали свои посты в Instagram, Facebook, в блогах (golos.io), LiveJournal, Яндекс.Дзен и прочих.
- Мессенджеры
Вид рекламы: общение с целевой аудиторией в Telegram, быстрые ответы на вопросы заинтересованных.
Многие из потенциальных участников Форума испытывали различные сомнения и задавали вопросы в Telegram. На обратном конце всегда был доступен менеджер по продажам, и благодаря четкой и качественной обратной связи потенциальный клиент превращался в реального.
- Внешние источники привлечения
Активные продажи также были в нашем арсенале. Ближе к середине кампании мы решили прибегнуть к парсингу e-mail-адресов школ Москвы, по которым сделали рассылки. На следующем шаге менеджер обзванивал базу и продавал билеты на Форум. Специально для школ мы придумали маркетинговое предложение: скидки для класса от 10 человек и бесплатный билет для учителя.
Общие итоги продвижения Форума LEVEL-UP 2018
- Все используемые рекламные каналы принесли заявки и конверсии. Эффективность привлечения во многом получилась неплохой благодаря тому, что инструменты мы использовали комплексно.
Эффективность каналов в порядке убывания:
- e-mail-рассылки,
- Google AdWords,
- Яндекс.Директ,
- ВКонтакте,
- YouTube,
- Facebook,
- Instagram.
- Процесс принятия решения о покупке оказался довольно долгим, потому при подготовке к будущим мероприятиям мы рекомендовали бы увеличивать время подготовки и расширить рекламную активность.
- Внедрение CRM-системы помогло отделу продаж быстро и качественно обрабатывать заявки и вести сделки.
- Прозрачность информации, контроль заявок и продаж, в том числе и с нашей стороны, а также то, что клиент четко обозначил наши KPI, помогли нам работать максимально эффективно.
Советы будущим организаторам мероприятий
- Старайтесь быть максимально открытыми со своими подрядчиками, не бойтесь делиться своим опытом и «фишками». Это позволит приумножить ваш совместный опыт и знания, а эффект будет в разы заметнее.
- Обозначайте сразу свои цели и указывайте KPI своим подрядчикам, так вы сможете скоординировать свои действия и работать над одними задачами сообща.
- Обязательно требуйте доступы ко всем системам статистики и промежуточную отчетность от подрядчиков.
- Со своей стороны старайтесь быть максимально открытыми и не бойтесь открывать доступы от своих систем аналитики подрядчикам.
- Обращайтесь только к специалистам, в репутации которых вы не сомневаетесь.
- Организуйте эффективный отдел продаж.
- Привлекайте интересных партнеров.
- Развивайте личный бренд. В нашем случае безупречная репутация организаторов форума играла значительную роль в том, что за такой непродолжительный срок нам удалось собрать аудиторию Форума.
Если статья была полезна — ставьте «Нравится». Подписывайтесь на наш канал, чтоб не пропускать свежие выпуски.
«WebCanape» — разработка и продвижение сайтов Создаем качественные сайты «под ключ», предоставляем услуги интернет-маркетинга, внедряем CRM.