В застойном СССР за длинный язык уже не сажали, болтать советскому человеку стало относительно безопасно, в разумных пределах конечно. Разумеется, если какой-нибудь десидентствующий индивид трепался так, что это вызывало общественный или, не дай Бог, международный резонанс, то ему и в Брежневском СССР могло не поздоровиться. Карательную психиатрию с её вялотекущей шизофренией, в распоясавшейся после смерти Отца Народов Стране Советов, никто не отменял, и невидящий берегов бытовой антисоветчик мог легко отъехать в жёлтый дом на длительное лечение.
Тем не менее, шёпотом ругать власть и незаметно держать фигу в кармане, советскому обывателю, времён дорого Леонида Ильича, уже было позволено. Чем народ радостно и пользовался, благо тем для зубоскальства было предостаточно, начиная от впадающего в маразм генсека до повышения цен "по просьбе трудящихся".
Подавляющее большинство советского населения того времени было уже глубоко разочарованно идеалами марксизма в целом и коммунизма в частности. В этом отношении, популярный в то время лозунг "Народ и Партия Едины", огромными буквами намалёванный везде, где только можно, вполне отражал реальное положение вещей, потому что в партии царил такой же упадок морально-политического духа, как и во всём обществе.
Лицемерие, вот самое правильное слово, характеризующее состояние строителя коммунизма времён развитОго социализма, причём не важно, речь идёт о комсомольце, коммунисте или беспартийном. Советский человек того времени это двуликий Янус в полном смысле этого слова, одинаково убедительно демонстрирующий политическую зрелость настоящего коммуниста или желчную осведомлённость ярого антисоветчика, в зависимости от ситуации, причем образ врага советской власти отражал истинную натуру лицемера.
Кроме того, масла в костёр антисоветских настроений подливала всё увеличивающаяся проницаемость железного занавеса, происходившая, то ли по недосмотру дряхлеющих правителей, то ли по естественным причинам. Так или иначе, но медленное осознание того, насколько лучше нас живут наши идеологические противники, не добавляло любви к идеям социализма в сердца советских обывателей.
Антисоветский анекдот стал одной из самых распространённых, и главное любимых, форм народного фольклора застойного времени. Политические анекдоты того времени наполнены горечью, которую испытывал советский человек, бессильно наблюдая, как гниёт и деградирует его собственная страна.
Людям, которые сейчас рисуют себе и окружающим картину крушения советской империи, как подлый заговор кучки высокопоставленных мерзавцев, отнявших у наивного населения горячо любимую Родину, стоит вспомнить размах бытовой антисоветчины, царившей в застойном СССР. Фактически, развал страны начался не с Перестройки, а с Гласности, которая снесла дамбы, сдерживающие море народной желчи.
Подписывайтесь на мой канал, там много интересного:
- СССР фактически был капиталистическим государством.