Над городом догорал закат, зажигались первые звёзды. Петька третий час делал домашнюю работу. Петькин организм страдал и требовал отдыха. В висках стучало, в глазах рябило. На носу повисла капля пота и грозила снова капнуть на в пятый раз переписываемое упражнение. Петька высунул язык и успел поймать каплю. Дрожащей рукой он поставил точку, и его голова тут же упала на тетрадку. Петька забылся глубоким сном честного труженика… Что день грядущий ему готовит? Как Марьванна оценит сей титанический труд? Одному Богу известно…
Я - учитель начальной школы. Перелопатила тонны ученических тетрадок: в клетку и в линейку, аккуратных и почти хрустящих, ободранных и чаем облитых, и картинками неприличными разрисованных. Всяко бывало. Объединяет все тетрадки строгий единый режим оформления работ. Без него я утонула бы в дебрях бесконечных домашних и классных работ. Он мне при проверке как спасательный круг.
Тут тебе и две строчки-четыре клеточки между работами. Отличное место для отметки комментария к работе. Тут тебе и число, и номер задания. Тут же видно, где решение, где пояснение, где ответ. Всё чётко, как в аптеке. Строчки ровные, столбики стройные, всё на месте. Лепота!
Но выясняется (по комментариям и отзывам), что этот самый единый («орфографический») режим кучу крови выпил у школьного народа. Буквально по разные стороны баррикад развёл учителей и детей с родителями. Учителя говорят: «Даёшь! Режим – залог успеха!» Родители и дети скандируют: «Долой! Рабству – нет, свободе и творчеству – да!» А ведь правы и те, и другие – вот в чём штука.
Зачем учителю нужен единый режим оформления, я уже написала выше. Прежде всего он помогает быстрее разобраться в детских записях. Это особенно ценно учителям средней школы. К ним дети приходят из разных классов и даже разных школ. Но оформление работ, к счастью, единоообразное. Что существенно экономит время проверки.
Для учителя начальной школы несоблюдение единого режима оформления учеником – сигнал, что у ребёнка может быть проблема. Например, нарушение пространственного восприятия, узкое зрительное поле, нарушение зрения. Тогда с таким ребёнком нужно работать по-особому, помогать ему устранить проблему.
Чем ребёнку полезен такой режим? Во-первых, он приучает работать по правилам и стандартам. Как бы нам не хотелось свободы и самовыражения, жизнь всё равно загоняет нас в те или иные рамки. Это и законы страны, и ПДД, и нормы этикета, и правила оформления различных документов… Да мало ли что в жизни приходится учитывать! И много чему в жизни приходится подчиняться. (В это место многие учителя добавили бы ещё бланки ГИА, ЕГЭ и т.п.)
Во-вторых, режим приучает ребёнка к дисциплине – к ответственности и строгости к своей работе и самому себе. Никто не желает иметь дело с безответственными людьми: ни в отношениях, ни на работе.
В этом случае учителя говорят: «Даёшь режим!» И они правы.
А когда правы дети и родители, говорящие: «Режиму - нет! Свободе – да!»? Когда учитель педантично и даже фанатично требует соблюдения единого режима оформления, невзирая ни на что.
На что жалуются дети? На снижение отметки, когда задача записана выражением вместо записи по действиям или наоборот. Когда задача решена не тем способом, который нравится учителю. Пусть даже он удобнее, рациональнее и ответ правильный. Разве ученик не молодец? «Записано не так, значит, не молодец».
Когда вместо двух клеток отступил три. Когда пропустил одну строчку вместо двух. Когда выделил главные члены предложения простым карандашом вместо зелёной ручки или наоборот.
Когда решал-решал, ошибся, зачеркнул. Решил рядом правильно. Но ведь зачеркнул! Это «грязь в тетради»!
Друзья мои, но ведь тетрадь-то – рабочая!! Это инструмент обучения. Она не может и не должна быть выставочным экземпляром и претендовать на рекорд Гиннесса по аккуратности и каллиграфичности. Ребёнок работает: мыслит, ошибается, исправляет. Это нормально, рабочий процесс.
У нас любят (и учителя, и родители) заставлять детей переписывать по 10 раз одно и то же. «Пиши на черновике, потом в тетради». Это целесообразно в редких, единичных случаях. В большинстве же своём многократное переписывание работы – зло. Ребёнку это не помогает. Это просто заставляет его считать, что учёба – каторга, а он – самый несчастный в мире человек.
Если в тетради много помарок, зачёркиваний – ребёнок нервничает, волнуется, психует даже. Ищите причину. Где-то она есть. В здоровье, в типе нервной системы, в семье, в учителе, в освоении конкретного материала… Когда ребёнок спокоен и уверен, письмо без помарок.
У нас очень строгие нормы оценок, касаемые помарок и исправлений. Например, в диктанте: 2 исправления = 1 ошибка. Отметка снижается. Это диктант, значимая и ответственная работа! Ребёнок волнуется. Иногда читаешь в диктанте: поляна, паляна, поляна. Слово в итоге правильно написано, но ведь два исправления! И что, снижать отметку? Но ведь правильно написано! И так по кругу…
Был у меня ученик. Хулиган хулиганский, почерк кошмарный, в общем, буйный троечник. Но, бродяга, головастый! Задачи решал своими методами. Все идут прямым путём, а он окольным с «переподвыпертом» каким-то. И ведь правильно решал! Мы с детьми только рты раскрывали: как вообще можно было додуматься до такого! И что, мне ему «два» надо было ставить за полёт мысли не в ту сторону? Решил-то не по форме.
Знаете, выбрала я всё-таки полёт мысли. Потому что главное – не форма, а содержание. Пацан закончил физико-математическую школу с медалью. Соблюдать всякий режим оформления научился, не сомневайтесь. Просто во всем должна быть мера и здравый смысл.