Как известно, на сегодняшний день суммарная добыча нефти в СССР и России за ХХ и ХХI века составила около 25 млрд. тонн. Чисто из российских месторождений добыто, примерно 20 млрд. тонн.
Однако, внимание, следите за руками. Коэффициент извлечения нефти обычно составляет 20 - 30%. Это значит, что 70-80% нефти остаются в продуктивных пластах. Основной причиной прекращения добычи на месторождениях является обводнение до 90 - 95%, падение пластового давления и ослабление притока нефти к забою скважин.
С этими причинами борются разными способами: закачкой воды, прогревом пласта, гидроразрывом, и так далее… В Татарстане даже добиваются коэффициента извлечения нефти (КИН )- 50%. Но это частный случай и обычно КИН составляет 24-32%.
После этого месторождение закрывают и выводят за баланс. Всё. Там, конечно, остаётся контроль давления по пьезометрическим скважинам, который и в советское-то время вёлся через пень-колоду, а нынче и вообще формально (это ж денег стоит!). Кроме того пьезометрические скважины не обслуживаются, а ,значит, и информации не дают.
Так что, «пиднадкусывали» и бросили? К сожалению это так.
Однако, некоторые предприниматели нелегально вскрывают заброшенные скважины и получают там нефть первозданного качества и количествах, которые получали сразу после открытия месторождений!
Месторождению достаточно 20-30 лет, чтобы вернуть первоначальные качества. Как это получается? Ну, во-первых, это получается за счёт разности в плотности воды и нефти. За такой большой срок покоя нефть успевает «всплыть», а вода «осесть» в поровом пространстве. Конечно, всё зависит от плотности и вязкости нефти, времени. Где-то хватает и 20 лет, где-то необходимо и 40.
Только поэтому? Не знаю, поскольку исследовательские работы не проводились. Да и как их проводить? Месторождения списаны с баланса, а значит лицензию на право добычи нефти получить никак нельзя! А без лицензии работать нельзя, иначе есть вполне суровая уголовная статья….
Но, если мы вспомним, что существует теория нефтепроводящих каналов (коровых водоводов), то наполнение месторождений нефтью, восстановление пластового давления могут служить показателем эффективности работы этих самых каналов. Почему упало пластовое давление? Да потому, что отбирали быстрее, чем шло восполнение по «коровому волноводу». Это не труба, чтоб при закрытии скважины давление восстановилось моментально. Для природы 20 – 30 - 40 лет не срок.
Конечно, не все месторождения имеют подпитку, где то каналы «засорились», были перекрыты при сейсмических событиях. Но где – то должны работать! Просто мы не такие уж и рачительные хозяева…
Ну, а от запасов, из которых добыто в предыдущие годы 20 млрд. тонн нефти, в соответствии с КИН, в разведанных недрах остаётся 40-50 млрд. тонн на обжитых территориях Волго-Уральского региона и Западной Сибири. И если хотя бы половину из них вернуть к жизни – это 20 -25 миллиарда дешёвой нефти и рабочие места жителям бывших нефтедобывающих регионов. С учётом КИН это обеспечит добычу в 6 - 8 млрд. тонн! Или мы настолько богаты, что это нам не нужно? А ведь это в разы дешевле нефти из новых месторождений, тем более североморских.
Конечно, северные моря, Арктика – очень важно с точки зрения большой политики и развития технологий, но может нам доесть «пиднадкусанное»… А там, глядишь, попутно и «коровые волноводы» найдутся…
Вот тогда и заживём…..
У этой темы есть связанная проблема – «брошенные» скважины. Но об этом чуть позже…