Структура бюджетных ограничений помогает подчеркнуть, что большинство решений в реальном мире не сводятся к получению всего одного или всего другого; то есть речь идет не о выборе точки на одном конце бюджетного ограничения или о точке на другом конце. Вместо этого большинство вариантов включает маржинальный анализ, что означает анализ выгод и издержек выбора чуть более или чуть менее полезного товара.
Люди естественно сравнивают затраты и выгоды, но часто мы смотрим на общие затраты и общие выгоды, когда оптимальный выбор требует сравнения того, как затраты и выгоды меняются от одного варианта к другому. Вы можете думать о маржинальном анализе как о «анализе изменений». Маржинальный анализ повсеместно используется во всей экономике.
Теперь перейдем к понятию полезности. Люди хотят товары и услуги для удовлетворения или полезности этих товаров и услуг. Полезность на самом деле субъективна, но это не делает ее менее реальной. Экономисты, как правило, предполагают, что чем больше полезного потребляет (например, кусочки пиццы), тем больше полезности получает. В то же время полезность, которую человек получает от потребления первой единицы товара, обычно больше, чем полезность, полученная от потребления пятой или десятой единицы этого же товара.
Например, когда Антон выбирает между шаурмой и автобусными билетами, первые несколько поездок на автобусе, которые он выберет, могут принести ему большую пользу - возможно, они помогут ему пройти собеседование на работу или назначение врача. Однако, более поздние поездки на автобусе могут обеспечить гораздо меньшую полезность - они могут служить только для того, чтобы убить время в дождливый день.
Точно так же первая шаурма, которую Антон выбирает для покупки, может быть в день, когда он пропустил завтрак и голоден до безумия. Однако, если у Антона есть шаурма каждый божий день, последние несколько штук могут быть уже не такими вкусными и желанными.
Общая модель, согласно которой потребление первых нескольких единиц любого товара имеет тенденцию приносить человеку более высокий уровень полезности, чем потребление более поздних единиц, является обычной моделью. Экономисты называют эту закономерность законом убывающей предельной полезности, что означает, что по мере того, как человек получает больше пользы, дополнительная (или предельная) полезность от каждой дополнительной единицы товара уменьшается. Другими словами, первый кусок пиццы приносит больше удовлетворения, чем шестой.
Закон убывающей предельной полезности объясняет, почему люди и общества редко делают выбор «все или ничего». Вы бы не сказали: «Моя любимая еда - это мороженое, поэтому я не буду больше ничего есть, кроме мороженого». Вместо этого, даже если вы получаете очень высокий уровень полезности от своей любимой еды, если вы едите ее исключительно, дополнительная или предельная полезность от этих последних нескольких порций не будет очень высокой.
Точно так же большинство работников не говорят: «Я наслаждаюсь отдыхом, поэтому никогда не буду работать». Вместо этого работники признают, что хотя некоторый отдых очень приятен, сочетание всего досуга и отсутствия дохода не так привлекательно.
Структура бюджетных ограничений предполагает, что, когда люди делают выбор в мире дефицита, они используют маржинальный анализ и думают, предпочтут ли они немного больше или немного меньше.
Рациональный потребитель будет покупать только дополнительные единицы некоторого продукта, пока предельная полезность превышает альтернативную стоимость. Предположим, что Антон перемещает свое бюджетное ограничение от точки A к точке B к точке C и далее. По мере того, как он потребляет больше билетов на автобусы, предельная полезность билетов на автобусы будет уменьшаться, тогда как альтернативная стоимость, то есть предельная полезность съеденных обедов, будет увеличиваться. В конце концов, альтернативная стоимость превысит предельную полезность дополнительного билета на автобус.
Если Антон рассудителен, он не будет покупать больше билетов на автобус, если предельная полезность будет равна альтернативной стоимости. Хотя мы не можем (пока) точно сказать, сколько автобусных билетов купит Антон, вряд ли это будет самое большое количество, которое он может себе позволить.