Текст: Светлана Губанова
Помнится, в русских народных сказках фигурировала молочная речка с кисельными берегами. Скользя на лодке по водной глади Большого мраморного карьера в горном парке «Рускеала», ловишь себя на мысли, что окружающие его отвесные светлые скалы с витиеватыми темными прожилками внешне напоминают халву. Сказочное место... Идеальное для знакомства с Карелией.
Дорога в царство камня, леса и воды
Глаз, привыкший к плоскому петербургскому ландшафту, радуется, когда уже в районе Приозерска заметно меняется пейзаж. Здесь выходит на поверхность Балтийский щит, земля начинает вздыбливаться горами, а по обочинам то там, то тут запросто лежат валуны, оставшиеся с ледникового периода. В суровой сдержанности карельской природы чувствуется сила и достоинство. Удивительно, но факт: Карелии вообще и Рускеале в частности к лицу как ясная, так и хмурая погода, когда облака цепляются за верхушки сосен и накрапывает дождь... Больше того: сюда можно, не задумываясь, отправляться в любой сезон – интересные впечатления гарантированы.
Дорога от Петербурга до Рускеалы занимает около пяти часов – слишком утомительно для однодневного путешествия. При этом в парке и окрестностях есть что посмотреть, поэтому лучше планировать поездку на уик-энд или захватить вдобавок несколько будних дней.
Хорошая новость для автолюбителей, которым не понаслышке знакомы дороги Карелии, в том числе труднопроходимые участки грунтовки: сейчас продолжается активное строительство федеральной трассы А-121 «Сортавала», и, по прогнозу, оно полностью завершится к 6 июня 2020 года, 100-летнему юбилею республики.
Для самостоятельных путешественников есть альтернативный вариант передвижения – комфортный и романтичный. С Финляндского вокзала в Петербурге до Сортавалы идет скоростной поезд «Ласточка», а оставшиеся 30 км пути до Рускеалы с 1 июня 2019 года можно проделать на ретропоезде. Стилизованный под «Николаевский экспресс» состав на паровозной тяге отныне ежедневно связывает Сортавалу и парк. Это прекрасный подарок РЖД к юбилею Карелии, для которой так много значит развитие туризма.
Союз природы и человека
История Рускеалы – это история преображения отдельно взятого места совместными усилиями природы и человека. По оценке геологов, мрамор образовался здесь два миллиарда лет назад, с течением времени эти пласты оказались на поверхности. Добывать мрамор на берегу реки Русколки начинали шведы в XVII веке, но по итогам Северной войны территория отошла Российской империи.
Когда для возведения Петербурга потребовался источник строительного материала поблизости, таким поставщиком камня и железной руды стала Карелия. Заброшенные шведские каменоломни обнаружил в 1765 году пастор-краевед Самуил Алопеус – и по указанию Екатерины II работа закипела. В пяти карьерах добывали мрамор нескольких оттенков и классов: так, один камень пережигали на известь и дробили в щебень, а другой отбирали для украшения дворцовых фасадов и интерьеров. Прекрасный рускеальский мрамор использовали при строительстве Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов, Михайловского замка и ленинградской подземки. Важная деталь: в мраморные ломки Рускеалы никогда не сгоняли каторжан, здесь всегда честно трудились за достойную оплату.
С 1939 по 1947 год работа в Рускеале встала, большую часть штолен в это время залило водой. После войны выработка мрамора продолжалась в небольшом объеме вплоть до 1990-х годов, после чего производство свернули. Природа довольно быстро взяла свое: освоенное пространство пришло в запустение, а прозрачные грунтовые воды заполнили гигантскую чашу главного карьера (его размеры – 460 × 100 м, глубина достигает 30 м).
По счастью, в 1998 году карьер признали объектом культурного наследия, после чего началась совсем другая история, когда компания «Колмас Карелия» при поддержке Русского географического общества и помощи волонтеров разобрала завалы и благоустроила территорию.
Настоящее и будущее парка
Сейчас Рускеалу ежегодно посещают 315 тысяч туристов – по популярности парк стоит в одном ряду с такими достопримечательностями Карелии, как Валаам и Кижи. По его территории проложено два больших пешеходных маршрута, в самых живописных точках устроены смотровые площадки. Дух захватывает, когда с высоты обозреваешь озера на месте бывших мраморных карьеров, любуешься смешанным лесом и высматриваешь вдали границу с Финляндией... Третий маршрут, «Подземная Рускеала», открылся два года назад. Он начинается у старой штольни и ведет к подземному озеру, над которым когда-то образовался большой провал. Впечатление от Колонного мраморного зала усиливает удачное использование современной подсветки и классической музыки. В завершение экскурсии можно прокатиться на лодке по Большому карьеру и озеру Монферрана, в погожий день вода здесь ярко-изумрудного цвета.
Процесс создания парка не завершен, здесь регулярно реализуются свежие идеи. Туристы, которые посещали Рускеалу несколько лет назад, смело могут приехать сюда вновь и удивиться изменениям. Так, в ближайшее время откроется новый главный въезд с просторной парковкой на 200 машин и 50 автобусов. На территории старинного мраморно-известкового завода создается технопарк, где можно будет увидеть все этапы обработки мрамора. Для малышей открыта детская площадка, а для всех проголодавшихся – три кафе на выбор с демократичными ценами и вкусными блюдами карельской кухни в меню.
При всем разнообразии доступных активностей и развлечений самое главное в Рускеале – удивительная красота этого места. Неслучайно его именуют жемчужиной Северного Приладожья, украшением Южной Карелии. Приезжайте сюда отдохнуть душой, послушать тишину, побыть наедине с природой – и вы не разочаруетесь.