Смирение, в хорошем смысле, - это с миром принять жизненные обстоятельства, чтобы использовать их для реализации своих планов. Этим трансцендентальным переходом является точка иронии по отношению к самому себе: «Вот какой я важный, вот какой я умный». Помните, Кьеркегор выделял юмор как средство перехода трансцендентальной границы?
У нас на слайде их четыре. Оси – это трансцендентальные границы: переход от того, что есть, к тому, что еще никогда не было. Ключ к такому переходу – юмор. При переходе от фантазии к мечте юмор добрый, простой. Можно посмеиваться над простотой человека, как над подростком: он еще неуклюжий, неуверенный в себе, и над ним зло не смеются, а только посмеиваются.
Для того чтобы перейти из второго квадранта в третий, нужна сатира. Это когда высмеиваются разного рода человеческие качества. И переход из второго квадранта в третий возможен тогда, когда сатира уже сделала свое дело. То есть либо – она его не задевает, и человек улыбается в ответ, либо она переформатирует личность.
И третий переход – от плана к реализации, из третьего квадранта в четвертый происходит через еще более жесткую форму юмора – цинизм.
Что происходит в третьем квадранте? – люди становятся сильными, успешными. Они кажутся значительно успешнее, эффективнее, чем все остальные вокруг. Это успешные менеджеры, люди, которые умеют работать с планом, умеют создать то, что им нужно. Они как будто немножечко хозяева жизни и тайным образом самые частые посетители кабинетов коучей. Интересно, что люди во втором квадранте – чаще клиенты терапевтов, а в третьем – посетители коучей. Они все время ищут такой вариант: что-то не так. И при работе с такими людьми нужен достаточно жесткий цинизм, чтобы коуч опроверг все их достижения и сказал им: «Ну и что?..» Для того чтобы помочь человеку перейти из третьего квадранта в четвертый, нужно делать простые вещи. Говоришь: «Ну, и что – у тебя есть деньги, ну и чё, что ты всего добился... В чем смысл? Где ты потерялся?.. Все равно ты недоволен собой, ведь такое удовольствие, экстатическое переживание жизни происходит в четвертом квадранте жизни…».
Экстаз происходит в четвертом квадранте. Мы знаем такую матрицу: натуральный человек, эстет, этик и религиозный человек. Высшей формой удовольствия натурального человека является оргазм, он оргазмичное существо – для человека природы это главное. Им управляет эрос, природное удовольствие, биологические механизмы.
Эстет – уже человек, который получает удовольствие. Если там оргазм, то тут он получает удовольствие от каких-то других актов: от самого себя, от оценки, от сравнения себя с другими. Он живет в области иных удовольствий, в чувствительной сфере. У него природная форма получения наслаждения от жизни меняется на какую-то культурную. Он уже через оценивание, через редукцию натуральной жизни, феноменологически говоря, начинает рассуждать: «Это мне нравится или не нравится. Тут я получаю удовольствие, тут его не получаю».
Третий квадрант – Этик. Если человек туда перешел или нам почему-то таким образом представляется, то он живет удовлетворением. Он хотел, и получилось, поставил план и добился. Это удовлетворение – выше по статусу, чем состояния предыдущих квадрантов. Там будто бы уже нет такого биологического чувства. Это удовлетворение больше интеллектуального свойства.
А религиозный человек из четвертого квадранта, когда человек туда почему-то поднимается, живет уже в области экстатического. Высшей формой экзистенции является экстаз. Экстаз как некое Божественное присутствие, экстаз открытой любви, экстаз чистого смеха, открытости, бесстрашия, экстаз того, что тебя нет, экстаз как возможная высшая форма проживания себя в мире. И конечно, это такая вещь, которую можно применять в практике.
Павел Пискарёв