Одна из самых известных армянских опер - "Алмаст" написанная в двадцатые годы Александром Спендиаровым (1871-1928). Да-да, это его имя носит Театр Оперы и Балета в Ереване. В основу либретто легла поэма Ованнеса Туманяна "Падение крепости Тамук". А либретто написала русская поэтесса София Парнок (1885-1933).
Мартирос Сарьян создал эскизы костюмов для ереванской постановки оперы. Сейчас они хранятся в Национальной галерее Армении. Мы посмотрим только некоторые из них, не все. Начнем, конечно с главного персонажа - княгини Алмаст. Самой известной исполнительницей этой роли была певица Татевик Сазандарян. На момент создания эскизов она только стала солисткой Оперы. До конца жизни Татевик Тиграновна пела за Алмаст.
Преданная Гаяне до конца пытается остановить безумную Алмаст от предательства. Но все, что она успеет - разбудить армянское войско, чтобы спасти хотя бы некоторых из них.
Надир-шах - персидский правитель, который жил в восемнадцатом веке и действительно захватил несколько десятков крепостей на Кавказе. Что касается крепости Тмук, речь о которой идет в опере, то она стоит по сей день на берегу Куры в Самцхе-Джавахетии. Но вернемся к эскизам.
Сразу видно, кто был любимым персонажем Мартироса Сарьяна. По эскизу видно отношение художника к нему. Это - шут армянского князя Татула.
Еще один эскиз, в котором видны эмоции персонажа. Старая ведьма, которая приходит погадать княгине:
Совсем скоро День рождения композитора Александра Спендиарова, и мы обязательно о нем поговорим.