Что делать, если малыш в 2 года до сих пор не начал говорить? Моя старшая дочь в этом возрасте читала наизусть длиннющие стихи. А младшая только говорила короткие словечки – мама, папа, дай, зая. При этом занималась я с ними абсолютно одинаково. У младшей, кстати, кроме меня ещё и постоянное «радио» в лице старшей сестрички было.
Как утверждают специалисты, на формирование речи влияет слишком много факторов: как чувствовала себя мама во время беременности, как проходили роды, не было ли гипоксии, сколько мама с малышом разговаривает в течение дня, его темперамент, в каком возрасте появился первый зуб, ест ли уже твёрдую пищу… Всего не перечислить.
Поэтому – по мнению тех же специалистов – ребёнок имеет полное право не разговаривать до 3 лет, и паниковать до этого момента не стоит. Если не заговорил к 3 годам, тогда уже пора проходить обследование. Но не раньше! И всё же «поторопить» формирование речи у малыша можно и даже нужно. Как? Комплексно и, как всегда, в игре!
Речь и мелкая моторика
Первое большое направление занятий – стимуляция детских пальчиков и развитие мелкой моторики:
1. Разучиваем простенькие пальчиковые игры. У нас была чудесная книжечка – с её помощью младшая рассказывала стихи наизусть, но без слов - одними только ручками.
Ручки маленьких ребят
Веселятся и шалят.
Вот мы хлопаем в ладоши:
«Ах, какой денек хороший!»
Посмотрите: можно ручкой
Показать на небе тучку,
Ну а если грянет гром -
Ушки быстренько заткнем.
Можно пальчиком грозить:
«Ну-ну-ну! Нельзя дерзить!»
В дверь к соседу постучать:
«Тук-тук-тук, пойдём играть!»
Если кашляем, зеваем -
Ротик ручкой прикрываем.
Маленького котика
Гладим по животику.
Машем ручкой на прощанье:
«До свиданья! До свиданья!»
А когда ложимся спать,
Можем мамочку обнять.
А вот книга с большой подборкой интересных пальчиковых игр .
Сначала покажите движения сами, а потом попросите повторить малыша
2. Делаем массаж пальчиков – растираем, пощипываем, снимаем-надеваем воображаемые колечки. Моим девочкам нравилось опускать ручки по очереди то в холодную, то в сильно тёплую воду (это ещё и закаливание). Массируем кисти рук с помощью резиновых шариков.
3. Рассказываем при массаже стишки:
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
4. Даём трогать разные поверхности – гладкие, шершавые, колючие, бугристые.
Для этого либо сами из подручных материалов – крупы, бусинок, пуговиц, разных тканей – мастерим тактильные коврики для ручек, либо используем готовые наборы.
5. Играем с крупами, макаронами, бусинками, пуговицами (всё под присмотром взрослых), песком. Можно сделать тактильную коробку – насыпать в неё горох, фасоль, рис. Прячем в коробочке разные мелкие предметы и просим малыша найти их.
6. Учим малыша манипулировать мелкими предметами с помощью разных инструментов:
- ложек;
- ситечек, совочков.
7. Рвём и мнём бумагу, фольгу. Отщипываем кусочки ваты, катаем из неё мягкие шарики. Заворачиваем в кусочки фольги разные «сокровища» и просим ребёнка найти их. Надеваем малышу на пальчики резиночки и колечки, предлагаем их снять. Завязываем много-много бантиков и учим их развязывать, аккуратно потянув за кончик ленты.
8. Играем с пластилином и солёным тестом.
Отщипываем кусочки, катаем колбаски и шарики, лепим пирожки, заворачиваем пуговки-начинку, мастерим простые фигурки – улиток, снеговичков, делаем пластилиновые аппликации.
9. Много рисуем – карандашами, фломастерами, мелками, красками.
10. Занимаемся с малышом шнуровкой – нанизываем на верёвочки крупные бусины, макароны, используем готовые наборы для поддержания интереса малыша.
11. Играем с прищепками. Украшаем ими картонную ёлочку, делаем лучики солнышку, иголочки ёжику. Вешаем на верёвочки кукольные наряды. Прицепляем прищепки к своей одежде и на скорость пытаемся их все снять.
12. Используем в своих играх липучки. Тренируемся на детских сандалика расстёгивать-застёгивать липучку. Цепляем липучку на шерстяные лоскутки.
13. Сортируем пуговки, мелкие детальки, бусинки. Просовываем монетки в копилочку. Кормим фасолинками зайчика или лисичку – на картонную коробку из-под каши наклеиваем крупную картинку животного, на месте ротика делаем отверстие по размеру фасолины.
Используем в своих занятиях игрушки-сортеры, особенно с мелкими деталями, где малышу приходится использовать пальчиковый захват щепоткой.
Развитие речевого аппарата
Второе направление – развитие речевого аппарата.
1. Учимся дуть – задуваем свечки, играем в воздушный футбол (когда кусочек ваты или лёгкий шарик надо задуть в ворота), дудим в дудочки и свистим в свисточки, «булькаем» в воде с помощью соломинки для соков, сдуваем со стола салфетки и кусочки бумаги, дуем на одуванчики.
2. Много жуём и грызём – кусочки мяса, морковку, твёрдые яблоки, сухари. Делаем кусательные и жевательные движения понарошку.
3. Вылизываем язычком тарелочку, как котики. Просим язычок «поздороваться» (то есть постараться достать) с носиком, подбородочком, правой и левой щёчками. «Красим» язычком воображаемый забор.
4. Учим артикуляционные стишки:
Наш Дениска – озорник Тянет губки к ушкам. Посмотрите, — говорит, Я теперь — лягушка!
Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.
Звукоподражание и наращивание пассивного словарного запаса
Третье направление – звукоподражание и наращивание пассивного словарного запаса (тех слов, которые малыш ещё не произносит, но хорошо понимает). Тут, конечно, в помощь маме – разные детские энциклопедии, книжки, картинки с животными, сборники стихов. Много читайте в слух, побуждайте проговаривать окончания знакомых стишков, задавайте вопросы по картинкам и сами (если малыш ещё не говорит) на них отвечайте.
А еще есть замечательная игра "Фефекты фикции", которая очень полезна для развития речи. Игра проходит так весело и азартно, что мы в какой-то момент забываем об её главной цели – потренировать разные звуки.
А ещё пойте малышу, рассказывайте ему о своём дне и о том, что видите вокруг, что встречается вам на прогулке. И ваш малыш обязательно заговорит! И тогда мы сделаем для вас подборку детских игр и занятий, при которых мама сможет побыть немного в тишине.