Найти тему
якабито смотрит анимэ

...-панк без энергетического голода: Dimension W


 ディメンションW
ディメンションW

Жанр: экшен, киберпанк, антиутопия, сейнен, андроиды, sci-fi
Выходил: декабрь 2015 – март 2016
Английское название: совпадает с нихонским
Русское название: «Измерение W"
12 серий
Оценка: 9 из 10

Но без спасения мира не обошлись.

К две тысячи семьдесят первому году Человечество открыло существование четвёртого измерения. Поскольку это было явно не ct, а нечто другое — ему присвоили название "ось W", просто по принципу предыдущей незанятой буквы перед X, Y, Z. Из этого измерения, при помощи некоего в принципе не хитрого и компактного устройства, названного "катушкой" можно бесконечно тянуть энергию. Проблема энергетического голода решена! Но то ли корпорации совсем борзеют, то ли у "катушек" есть недокументированные функции — но вся Земля накрыта сетью огромных башен корпорации "Нео-Тесла", а кустарные "катушки" — под запретом. Наша история начинается с того, что банальный охотник за нелицензионными катушками (нашёл, отобрал, сдал — получил бабло) в процессе одной из миссий встречается с девочкой, в которой даже он не сразу распознаёт андроида. Шкаф раскрылся. Полезли скелеты.

Если я правильно помню, этот сериал мне посоветовал Сторонник Диктатуры. Впрочем, он рано или поздно был бы всё равно мною просмотрен, ведь там среди сейю — Ното Мамико-сама. И смотрела я его чуть ли не запоем... пока то ли не заболела, то ли не переутомилась... Но в целом я даже сама не ожидала от себя, что сегодня досмотрю и напишу обзор.

Технически — очень хорошо. Вот сразу же начну с музыки. Здесь попадание просто шикарное. Дело ведь в чём? Суть жанра -панк — в героях, которые и не идеальны, и вообще преследуют свои собственные эгоистичные мотивы, которые если и попадают в какие-то глобальные события, то и там не размахивают флагом добра и справедливости, а борются за свои интересы. И поскольку они на самом деле — хорошие люди, то интересы отчасти совпадают с интересами добра и справедливости. Но в целом они решают совершенно свои проблемы. И здесь меня просто в дикий восторг приводит опенинг, чем-то неуловимо похожий и на "Лагуну", и на "Ёрмуганд". Потому что это тоже -панк (впрочем, "Ёрмуганд" в меньшей степени, у Коко есть глобальные идеи). Есть, конечно, абсолютно шедевральная "Лэйн", но это -панк без экшена, так что там понятно — другая музыка. Тем не менее — опенинг просто шикарный и очень в точку.

Эндинг похуже, но тоже неплох.

По картинке — тоже никаких нареканий. Да, великих произведений искусства тут нету. Но опять же — очень красиво и главное — стильно. Если с фонами всё понятно (о чём я ещё скажу, обсуждая сюжет) — не очень-то изменилась жизнь у людей, ну, катушки заменили аккумуляторы, да башни построили. Соответственно, много интересных картин городов и весей, конечно же — всякие научные заведения... Отдельно приятно: научные заведения выглядят не как incredible machine, а такая великолепная экстраполяция настоящих заведений плюс немного новых технологий, плюс немерено денег. В общем — очень достойно и красиво.

Интереснее вышло с персонажами. Довольно стандартный стиль, всё как я люблю. Немного упрощённый (никаких развевающихся волос). Несколько утрированный... Но вот здесь удивительным образом утрирование очень удачное, даже органичное. То есть взять ту же мадам Мари — толстая ультранакрашенная... А в этом мире, на этой позиции — она такая и должна быть. При этом кто не скажет, что она, ангел возьми, стильная — пусть первым бросит в меня камень. Даже чокнутый профессор, из которого чокнутость лезет как из Акселя имени "Рейлдекса" — он и правдо наглухо чокнутый, причем именно так, чтобы стать именно таким, и что он чокнулся именно так — есть вполне качественное обоснование. То есть вот эти вот утрирования — они все совершенно органичны, пусть это понимаешь и не сразу. Всё выглядит уместно и даже где-то симпатично и стильно. Даже пухленькие брат с сестрой Истриверы.

Возвращаясь к звуку: а вот с сейю мне не очень повезло. Да, в сериале есть моя обожаемая Ното Мамико-сама, но в отвратительной роли и говорит она не много. Есть так же очень любимый мной Ишида Акира (которого я всегда опознаю как Аслана Зара из Gundam SEED), роль которого сугубо положительна (хотя не сразу это понимаешь, за что авторам отдельное спасибо)... но он тоже очень на втором плане. А в остальном — никого из любимых. Хотя знаменитых много, просто не самые мои любимые.

Теперь же по сюжету. К сожалению, без нареканий у меня не обошлось. Во-первых, вопрос чисто мировоззрения. В общем и целом понятно, что измерение W — это условно говоря "отражения" типа Амберских. По крайней мере - на самом первом уровне понимания. И теоретически тянуть энергию от разницы того, что есть в одном, и нет в другом отражении, то есть собственно разницу в их изменении — идея понятная. Но всё остальное, что вокруг них навернули — полный кошмар и бред. И я бы с чистым сердцем закрыла на это глаза если бы не одно но: на том, что такое это измерение строится часть сюжета. То есть хочешь-нехочешь, а помнить этот безумный наворот приходится. Мало того, в зависимости от того, что из себя представляет это измерение — возможны разные решения собственно задач героев. При этом, в ряде случаев задача решается не так, а то, что нам выдаётся за решение — никаким решением не является и даже больше того — к показанным нам эффектам привести не может. То есть с точки зрения нарисованного нам мироздания — герои творят ерунду, а получается из этого совсем не так и не та ерунда, которая должна была бы.

Во-вторых, так сказать, социальный вопрос. Обнуление энергетического голода — это цивилизационная революция. И она уже произошла, поскольку "легальные" "катушки" настолько под ногами валяются, что даже не являются объектом какого-либо материального интереса. Они везде. На них не гоп-стопят. Как в нынешние времена могут отжать мобилку, но не интересуются конкретно её аккумулятором. При этом, замечу — "Нео-тесла" торгует именно катушками, энергию они тянут сами. То есть вопроса абонентской платы за катушку перед населением не стоит. Точнее — наоборот, из того, что катушек у каждого завались и того факта, что нам чётко утверждают, что катушка тянет энергию самостоятельно — вывод, что "Нео-тесла" не может взимать абонентскую плату. (На самом деле, в принципе — может, если в катушку встроить некий счётчик и связь с центром "Нео-Теслы", но будь оно так — этот аспект неизбежно всплыл бы, и не раз, хотя бы в вопросе нелегальных "катушек"). Так вот, энергетического голода у нас нет. Однако жизнь общества не изменилась. Понятное дело, с революцией меняется не всё. И с изобретением мануфактур индивидуальные фермеры с пятью-шестью коровами никуда не делись. Некоторые. А большинство — разорились и стали рабочими. Одним словом — изменился и уклад жизни, и пейзаж везде, где есть люди. Здесь — ничего подобного. Кроме наличия башен "Нео-Теслы" и парочки интереснейших транспортных средств — ничего не изменилось ни вокруг, ни в жизни людей. Бои роботов в заведении мадам Марии в счёт не идут, здесь нет ничего принципиально нового. И откуда в этом мире такое количество проводов на улице?!

А как же с акцизами на бензин, с которых, можно сказать, начинается сериал? - спросите вы. А никак. Потому что это лютый бред. Никаких акцизов на уголь нет и не было. Однако паромобили благополучно ушли в прошлое. И индивидуальные камины в Лондоне душили не акцизом на уголь, а налогом на трубу. А уж в современном обществе потребления и этого не требуется — пользователь сам заменит устаревший "Порш" на "Нео-Теслу", а устаревший "Фольксваген" на более выгодную... скажем, "Хонду-катушку". Бессмысленное занятие, которым никто и не будет заниматься. То есть снова ерунда.

В-третьих, я совершенно не поняла, какого чёрта этого арабо-африканского принца вытащили в положительные герои? Честно говоря, он выбесил меня буквально с первой секунды, одним своим видом — и ни разу я своего мнения не изменила. Нет, за брата он переживает. Но он же первостатейная сволочь, причём не только по поведению, но и по мировоззрению! Соответственно, по этой же причине я разочарована ролью Ното Мамико-сама. Вот уж дали ей поозвучивать виктимную куклу!

В-четвёртых, когда началось спасение мира — полезла очередная ерунда. Все эти ходячие роботы, включая и настоящие меха. Я понимаю, это зрелищно, это привычно, особенно для анимэ... Но сколько можно? Никто таких роботов всерьёз разрабатывать не будет никогда. За бессмысленностью. Единственный вариант — это робот полностью человеческих пропорций (не размеров, а именно пропорций), управляемый напрямик от мозга пилота. Здесь выгода есть — сохраняя все свои рефлексы пилот получает более мощное (или, наоброт, скажем, компактное) "тело". Автономные роботы на гибких спрутоножках, защищающие лабораторию — это маразм.

И в-пятых, тоже, видимо, дань традиции. От спасения мира мы не удержались. Пусть на сей раз это была не великая война пол-Земли на пол-Марса, а семеро смелых против поехавшего учёного. Строго говоря, ничего плохого в мироспасении я не вижу. Просто это резкий поворот от изначально заявленного киберпанка. Ладно, Аллах с ним, с киберпанком. Мне не нравится, что сериал, начинавшийся как история жизни вполне себе эгоиста, который занимается своими делами практически в тени от государства, с ним контачит чисто на уровне товар-деньги-товар... вдруг превращается... ну как те легендарные брюки. Только вот брюки никак превратиться не хотели, а сериал вывернули. Это, если честно, было обидно. Ещё раз — я не против, даже охотно посмотрю и "Лагуну" и, скажем, "Гандам". Но я хочу того или иного от начала и до конца. А то получается апельсиновый торт, украшенный сосисками.

Тем не менее, все эти претензии привели к тому, что я не поставила сериалу десять баллов. Дело в том, что он очень хорош. Причём хорош в первую очередь именно атмосферно. Сам факт, что он смотрится на одном дыхании — как бы намекает. При этом нельзя сказать, что серии обрываются на полуслове (в начале, до мироспасательной арки). Нет, если и не завершение какого-то сюжета, то как минимум точка в конце абзаца. При этом, что особенно ценно — хотя поначалу все эти сюжеты кажутся чуть ли не слайсом (а это неплохо, я к слайсу отношусь положительно), но всё-таки каждый раз видно, что в сюжете проскользнуло несколько кусочков, позволяющих лучше выстроить мозаику. Лучше понять этот мир. Какие-то крючочки, на которых стягивается во всё более внятную и видимую картину весь сюжет. Сюжет, которого мы поначалу не видим, но подозреваем — он есть. Ощущение весьма интересное и приятное.

Особенно было здорово в хоррорной арке про отель на берегу озера. Когда ну половина всех деталей на первый взгляд ну вообще не пришей кобыле хвост. И вообще на кой ангел сюда всю эту катушечную историю приплели? Но как-то так думаешь: "Это ж-ж-ж неспроста". И действительно, к финалу сюжета выстраивается дополнительный и очень важный кусочек понимания, что же это такое — измерение W. А к финалу сериала — и кое-какие другие детали становятся значимыми. Причём не столько в том ключе, что автор хотел избежать "рояля в кустах" и подкинул важный кусочек информации в другой арке. Сколько вот эта информация, вполне органичная для этого сюжета, но совершенно не нужная в рамках глобального — вдруг оказывается значимой. Это красиво, это просто замечательно!

Опять же визуально и атмосферно — хотя нарисованный нам мир... скажем так: весьма недостоверен за счёт целого ряда ключевых ошибок в его устройстве, тем не менее, если про них забыть — то очень радует мне душу. Нельзя сказать, что он красив. Нет-нет, никакого "и всё же мир прекрасен" тут нет. Но очень здорово. Здорово отчасти тем, что это именно наш мир (а я говорила, не может он быть нашим, революция произошла — и он должен быть уже сильно другим), и при этом вся вот эта красота! Все эти кибернитические заморочки, все эти роботы-андроиды, ну просто душа поёт.

Честно говоря, здесь очень интересный момент выходит. Нестандартный и неожиданный. Когда я читаю Гибсона "Трилогию Муравейника" — вполне понятно, что я плотнейшим образом ассоциирую себя с Молли и Моной (да, с ними обеими), мне до последней капельки понятны их чувства и мысли. Даже не понятны — просто у меня абсолютно такие же. При этом нельзя сказать, что вот этот классический киберпанковый мир — как-то привлекает. Или наоборот, если смотришь "Арию" — то вполне очевидно, даже если Айка и Алиса (не Алисия!) мне в целом понятны и где-то близки, но они всё же не я... Но мир просто чудесен и в нём хочется жить. Впрочем, если хочется — то всегда способ найдёшь и, как некоторые помнят — мы с Вампирушей нашли как и себя вписать туда. Но я не об этом. На экране в "Арии" меня нет, и как бы я ни хотела там оказаться — нужно ещё найти способ вписать вот такую меня, такую, какая я есть. Или как-то меняться. Точнее не "или", а "и". Так вот, здесь удивительно то, что нам показан в общем-то далеко не идеальный, и не супер-красивый мир. В котором я хотела бы оказаться вообще без вопросов. В которой мне-сейчашней было бы интересно и комфортно. И даже не без восторгов.

Хотела вот написать, что не отказалась бы даже в виде Миры... и задумалась: потому что с моей точки зрения, в этом мире чем-то вроде Миры я бы в конечном счёте и стала. Но в сериале вокруг этого целый пласт идей, причём от красивых, до откровенно глючных. В нём очень много (под конец) рассуждений о жизни и душе. Причём временами — шикарнейших, например рассуждение о том, что мы не можем видеть возможность как некую регистрируемую силу, но можем видеть её результат. Совершенно верно, возможность — это не сила, не энергия... но дальше вдруг вж-жих! И вылезает ерунда. Потому что возможность (в той коннотации, которую мы обсуждаем) — это абстрактное понятие. Ну вот цифры тоже понятие абстрактное, будем квантовую механику за уши тянуть и к ним? И вторая ерунда, которая там всплыла — это откровенно ложное утверждение, что живого мозга человека недостаточно для сохранения его личности, души. Пардон, достаточно, уже доказано. К счастью, не на практике, мозгов в бутылке в нашей цивилизации нету. А потом вдруг раз — и замечательные рассуждения о душе. С которыми я где-то поспорила бы, но замечательны они и без того.

Прекрасная ведь штука в том, что в этом сериале поднята интереснейшая философская проблема. Предположим, душа — эта такая штука, которая... ну, даётся от Б-га при рождении естественным путём. Соответственно, у мышки она есть, у Миры — нету. Потому что Мира — робот. Но мозг Миры — сложнее мышкиного. И более того, в сериале нам даётся чёткий ответ: Мира является личностью и душа у неё есть! Но она ведь робот, значит её мозг в конечном счёте можно отформатировать, перезаписать... Так как же с душой тогда? При каждом форматировании будет возникать новая? В принципе — это вариант. Но это так же говорит о том, что душа — это очень сложное, очень многофакторное дело, в конечном счёте зависящая от связей между нейронами. Даже скорость и направление возникновения связей между ними довольно вторичны: если кто-то подкрадётся ко мне со шприцом и вколет героину — связи будут образовываться вовсе не так и не те, как у трезвой меня. Однако это всё равно буду я. И таким образом, получается, что на самом деле пересадка Маны в Миру вполне могла увенчаться успехом. Хотя тут на самом деле всё тоже довольно непросто, и есть мнение, что в деятельности мозга в целом имеет значение и квантовая механика. То есть фактически считывание его будет разрушительной операцией. Тем не менее — реальной. Так что извините, просто технология не существует у нас и не отработана в мире сериала.

Впрочем, здесь огромное поле для длискуссий. И за это — огромные плюсы ему (сериалу). Тема интереснейшая, огромный простор для дискуссий. Конечно же я, как убеждённая механистка, считаю, что андроиды умеют мечтать, и что согнать душу "в облако", а потом "залить" её в новое тело, может быть даже и сильно другое, чем прежнее — можно. Абсолютно бесспорно, что я-в-облаке и я-в-теле мгновенно станем разными. За счёт того, что у нас мгновенно получаются различия в опыте. Если совсем ударяться в мистику — то даже готова допустить совершенно бредовое предположение, что при записи из облака в тело облачная копия невосстановимо испортится, все резервные байтики сотрутся. Хотя, повторюсь, это тоже бред. Но можно. Что выводит нас на вопрос — какая же из этих двух я — настоящая. Видите, сколько интереснейших вопросов в сериале, который в общем-то ужасно кривой, но одновременно красивый, талантливый, яркий — но вроде бы не более того.

Да, а ещё отдельно мне душу согрел персонаж Ишиды Акиры. Вот тоже, знаете ли, Аслан. Не ушёл в безумную рефлексию, остался армейцем, друзей прикрывает, совесть имеет... И вообще красавчик! Вот с ним бы я... ну, и в разведку пошла бы тоже.

Как бы охарактеризовать? Ну, не для девочек-девочек — это точно. Пацанам средней школы — точно зайдёт. Экшен бодрый и красивый, герои отличные и яркие. А взрослым — либо по варианту "пацанов", либо если хочется пошевелить мозгами о научных и философских проблемах и поскладывать интеллектуальные паззлы. Правда складываются они подчас в бредовые картинки здесь.

Панк
0