Найти тему
Банный консалтинг

Архитектура самовара, как неотъемлемого атрибута Русской Бани

Поговорим о том предмете, благодаря которому создаётся в бане неповторимый колорит и чай приобретает вкус, что называется, "с дымком". Я говорю о самоваре. Его возрождение, я уверен, ещё грядёт.

Русский фольклор изобилует такими сказочными образами, как ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. Одно из таких чудесных представлений более двух с половиной веков тому назад обрело реальные черты, широко вошло в народную жизнь и стало определенным символом нашего на­ционального быта. Это «самоварящие приборы», «самонагре­вающиеся» сосуды, т.е. русские чайные самовары.

Они обрели необыкновенную популярность, и наряду с русской печью,
русской баней, пивом, медом и русским квасом самовар стал олицетворением русского гостеприимства и материального достатка.

-2

Архитектура самовара, как и жилого дома и парной бани в русской усадьбе, берет свое начало от печи.

В центре самовара устроена труба-жаровня, которая топится дровами. Снизу она оканчивается решеткой, за которой следует устраиваемое для усиления тяги поддувало с поддоном. Трубу-жаровню именовали «кувшином», которую окружало «тулово» самовара, опиравшееся на поддон-основание или на опорные ножки. Тулово в нижней части имеет часто очень красиво оформленный кран. Верх самовара всегда венчается крышкой, закрывающей трубу-жаровню, и красивой конфоркой под чайник, предназначенной для приготовления чайной заварки.

-3

Масса изумительных штучных изделий изготавливалась в стране по индивидуальным заказам. Красивые, богато орнаментированные самовары, которые все в большей мере становятся художественными произведе­ниями, включаются в оформление интерьера и сервировку гостиного и банного стола. Самовар обретает статус вещи первой необходимости в бане и жилых покоях, в гостином доме и трактире, на ярмарке и во время народных гуляний. Стали выпускаться особые дорожные самовары, укомплектованные всем необходимым для отправляющихся в путь. Популяр­ность русского самовара, заполнившего практически всю Россию, распространяется за пределы страны — его начинают экспортировать за границу. Только на одну Нижегородскую ярмарку сорок тульских самоварных фаб­рик ежегодно отправляли 150 тысяч самоваров.

Чайный самоварный стол всегда располагает гостей к отдыху и покою, а чай дарит качества непревзойденного.

Функции самовара весьма многообразны. Во-первых, это уникальное живое гостеприимное начало. Оно объединяет собравшихся людей, настраивает их на мирный добрый лад, дарит тепло и душистый чай (да какой чай!), располагает к открытой задушевной беседе. У Н.В. Гоголя «под шумок самовара ведется согревающий и сердце и душу разговор... и так возвышенно-пылко трепещет молодое сердце юноши, как не случается нигде в других землях и под полуденным роскошным небом». Знал наш великий писатель, что пробуждается в русской душе за товарищеской беседой у уютного и мирного стола. Здесь свой, ни с чем не сравнимый аромат жизни нашего народа.

-4

Как известно, отрицательных традиций не бывает. Отрицательно и приводит к несчастливым результатам отклонение от традиций, а само это понятие несет в себе исключительно положительное начало.

Таким обра­зом, ставший у нас традиционным русский самовар, составил великолепный дуэт с русским паром, с живым и уникальным нашим банным ароматом. Они органично дополнили друг друга, располагая к особому душевному общению людей на фоне обретаемой чистоты и внутреннего покоя.

Чай никогда не варят, а заваривают только что вскипевшей водой, что даёт возможность сохранить его ароматические и вкусовые качества. Долго кипевшая вода не годится ни для чая, ни для пара, так как она теряет кислород, а с ним вкус и свежесть. Чай также никогда не готовят впрок, а пьют только свежим и ароматным и никогда не должно для его приготовления использовать железную посуду или ложки, что ухудшает вкус и целебные достоинства напитка.

Душистый чай может быть обесценен большим количеством сахара, а добавка сахара к горьковатым настоям может смягчить горечь и тем самым дать полнее ощутить аромат напитка. Поэтому каждый волен пользоваться сахаром и вприсыпку, и вприкуску, и вприглядку, выбирая для себя лучшее. Однако в общем случае в условиях парной бани сахару лучше предпочесть натуральный пчелиный мед.

-5

По материалам личного конспекта с лекции моего банного учителя Георгия Борисовича Добровольского.