Найти тему
Авто и Мото

Мотоцикл “Тула”

Ту́ла ТМЗ-5.951, ТМЗ-5.952, ТМЗ-5.953 — мотоцикл производства СССР и России. Выпускался с 1984 по 1996 год.

Тула

Мотоцикл «Тула» во Владивостокском музее автомотостарины

Общая информация

Производитель

Тульский машиностроительный завод

Годы выпуска

1984-1996

Двигатель

Двигатель

Тип

двухтактный

Объём

200 см3

Максимальная мощность

12,5 л. с.

Макс. скорость

85

Тактность (число тактов)

2

Рекомендованное топливо

А-76

Составляющие

КПП

4-ступ.

Число ступеней

4

Технические характеристики

Максимальная скорость, км/ч

85

Габариты

База мотоцикла, мм

1330 мм

История Править

Первые 100 мотороллеров были выставлены на продажу в конце 1984 года, а массовое распространение мотоцикла пришлось на 1986—1988 годы[1][2].

Это первый советский внедорожный мотоцикл. «Тула» также стал первым советским мотоциклом, где были применены электростартер, принудительное воздушное охлаждение двигателя. Двигатель взят от мотороллера «Тулица», рабочий объём 200 см3. Производилось две модели мотоцикла: «5.951» (1984—1990) и «5.952» (с июля 1990[3]). В новой модели были ликвидированы многие конструктивные недостатки, на которые жаловались пользователи. Мотоцикл стал легче на 3 кг, максимальная скорость возросла с 85 до 90 км/ч, а мощность — с 12,5 до 13 л.с. Бензобак стал цельным, в то время, как на модели 5.951 бензобаков было два. Применена новая вилка переднего колеса. Внесено множество мелких изменений, повысившие комфорт мотоцикла[3].

Мотоцикл был популярен среди сельских жителей, а также охотников, рыболовов. Известны случаи дальних поездок на «Туле»[4]. Объёмы производства «Тул» составляли 10-12 тысяч в год. В начале 1990-х качество изготовления «Тул» заметно упало, а после 1993 г. стали резко падать объёмы производства[5]. Последние мотоциклы сошли с конвейра в 1996 году.

Дизайн мотоцикла разрабатывался в Ленинградском филиале ВНИИТЭ группой художников-конструкторов под руководством С.М. Николаева.

ТМЗ 5.951 (ТМЗ 5.952) "Тула" Править

-2

Отреставрированный мотоцикл «Тула» ТМЗ 5.951

-3

Мотоцикл «Тула» ТМЗ 5.952

Общие данные

сухая масса — 129

максимальная нагрузка — 180 кг

Максимальная скорость — 90 км/ч

тормозной путь со скорости 30 км/ч — не более 6,5 м

со скорости 60 км/ч — не более 25 м

контрольный расход топлива с клапаном на впуске — 3,5 л/100 км

без клапана на впуске — 4,0 л/100 км

запас топлива — 11 л

резерв — 0,5 л

Двигатель Править

Тип — двухтактный

Воздушное охлаждение — принудительное

Число цилиндров — 1

Рабочий объём — 200 см3

Степень сжатия — 8,5

Мощность — 12,5 л.с.

Электрооборудование Править

номинальное напряжение — 12 В

стартер-генератор — ДС1Б

мощность 87,5 Вт

реле-регулятор — РР-121 или РР-121А

реле указателей поворота — РС57В или РС491

свеча зажигания — А17в

Технические характеристики Править

Объем двигателя: 200 см3

Мощность, л.с.: 12,5 (ТМЗ-5.951), 13 (ТМЗ-5.952)

Коробка передач: 4-х ступенчатая с ножным переключением

Охлаждение: воздушное принудительное от вентилятора, нагнетаемое воздушной крыльчаткой

Расход горючего: в среднем 3,6 литра на 100 км

Топливо: смесь бензина с маслом

Допускается работа на бензине А-76

Объем бака: 12 литров

Максимальная скорость, км/ч: 85 (ТМЗ-5.951), 90 (ТМЗ-5.952)

Сухой вес, кг: 129 (ТМЗ-5.951), 126(ТМЗ-5.952)

Недостатки конструкции Править

Большой вес, что критично на бездорожье.

Низкая максимальная скорость.

Неустойчивость в мокрую погоду, из-за широкого профиля шин. В поворотах мотоцикл склонен «подсекаться»[6].

Применение династартера предъявило высокие требования к пусковым качествам аккумуляторных батарей, а малогабаритного аккумулятора с требуемым стартерным током в СССР просто не существовало. Это вынуждало ставить на мотоциклы по два аккумулятора, но на поздних экземплярах аккумулятор остался всего один, зафиксированный клином из твердого материала (пенопласт, дерево).

Грузовой модуль ТМЗ-9.906 Править

После выпуска серии мотоциклов конструкторы Туламашзавода разработали грузовой модуль с багажной корзиной к мотоциклам, который имел шасси и редуктор-реверс, он крепился к раме с помощью болтов и превращал двухколесный мотоцикл в трицикл без особого труда. Модуль был разработан на основе аналогичного модуля для двухколесных мотороллеров. В терминологии трехколесная "Тула" получила индекс ТМЗ 5.971. и в простонародье называлась Трициклом Тула.

ТМЗ 5.953 "Тула" Править

В 1995-1996 годах "Туламашзавод" заключил договор на разработку дизайна нового облика мотоцикла, получившего индекс ТМЗ 5.953. Разрабатывался дизайн новой машины совместно с итальянской компанией Engines Engineering, где также работали и русские дизайнеры. Было выпущено всего 5 экземпляров новой машины. На сегодняшний день сохранилось немного (два или три) образцов данной модели, которые хранятся в музее «Мото-авто-АРТ». Модель 5.953 отличалась новым интересным дизайном, по задумкам разработчиков на неё планировалось устанавливать дисковый тормоз переднего колеса и новый двигатель с пятиступенчатой коробкой передач. Облик новой машины повторял задумку художников-конструкторов ЛФ ВНИИТЭ: профиль мотоцикла напоминал большеклювую птицу.

ТМЗ 2.601 (мокик) Править

В планах у завода также был намечен (1997 г.) выпуск 50-кубового мокика ТМЗ 2.601, который должен был оснащаться двигателем от мокика «Пилот» ЗДК-50 или итальянским «Franco Morini», однако кроме фотографий в журнале этот мокик вживую на дорогах никто из мотолюбителей так и не увидел. мокик представлял собой ту же "Тулу", с немного измененным дизайном.