Найти тему
Инженер практик

Гибель плавзавода «Александр Обухов». Это безобразная авария.

Александр Обухов» - плавучий краборыбоконсервный завод. Построен в 1962 г. в Ленинграде на Адмиралтейском заводе. Порт приписки - Владивосток. Бортовой номер - ПЗ-2708. Длина - 190 м, ширина - 20 м, водоизмещение - 15,3 тыс. т. Экипаж - 720 человек.
Александр Обухов» - плавучий краборыбоконсервный завод. Построен в 1962 г. в Ленинграде на Адмиралтейском заводе. Порт приписки - Владивосток. Бортовой номер - ПЗ-2708. Длина - 190 м, ширина - 20 м, водоизмещение - 15,3 тыс. т. Экипаж - 720 человек.
Фото: сайт korabli.qdg.ru
Фото: сайт korabli.qdg.ru

В длинном ряду морских катастроф и трагических событий, потрясших в свое время Советский Союз,  особое место занимает и  гибель дальневосточного плавзавода «Александр Обухов». Особое потому, что погиб  плавзавод  прямо у пирса в бухте Золотой Рог и потому, что об этом событии  мало кто тогда знал. Владивосток тогда был закрытым городом. А сейчас и вовсе никто не помнит, что   4 мая 1982 года  стал черным  днём для всех дальневосточных рыбаков.

Суета перед выходом в море.

Судно, принадлежавшее компании «Дальморепродукт», готовилось выйти в очередной рейс. Накануне судно прошло ремонт на судоремонтном предприятии «Дальзавод». Говорят, что тогда на судне возник небольшой пожар, но всё обошлось. Плавзавод стояла у 42-го причала кормой к берегу, носом к бухте. Рыбаки получали промысловое оборудование, завозили продукты. Одним словом, стояла самая обычная предрейсовая суета.

Плавбаза за день до трагедии. Фото: сайт korabli.qdg.ru
Плавбаза за день до трагедии. Фото: сайт korabli.qdg.ru

Топливо и пресную воду только собирались бункеровать. Плавбаза была лёгкой и вела себя неустойчиво: внизу - пусто, а наверху находился груз. К тому же, в начале мая 1982 года стояла тёплая погода и во всех жилых каютах были открыты иллюминаторы. Беспокойства это не вызывало. Большая часть экипажа была в увольнении на берегу. У судов данного типа длинные рейсы, поэтому всех тех, кто не был занят, отпустили побыть с семьёй.

Роковой насос.

В 20.00 появился крен. Вахта судна объясняла это пустыми танками. Есть версия, что береговые службы всё же предлагали зажать судно буксирами, но рыбаки отказались. Между тем судно продолжало раскачиваться и ночью легло на левый борт.

«Это безобразная авария, - считает Пётр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов. - И возникла она на пустом месте. В своём большинстве трагедии, которые происходят с морскими судами в море или, как у нас, в порту, при детальном рассмотрении настолько просты, что порой удивляешься. Вечером рокового дня на вахте стоял 4-й помощник, он сообщил капитану о крене и получил приказ выровнять его. Для этого существуют специальные бортовые танки, на плавбазе их было два. С их помощью регулируют крен - закачивают или откачивают балласт».

Казалось, что скоро ситуацию исправят. Так и произошло, но после этого плавбаза накренилась уже на другой борт.

В мореплавании это называется валкость, - продолжает Пётр Иванович. - У судна могла быть очень малая начальная устойчивость, либо нулевая, либо отрицательная. Поэтому сразу после того, как 4-й помощник доложил капитану о крене, вместо выравнивания надо было сыграть общесудовую тревогу и выяснить причину крена. В советское время на судах, стоящих в порту, оставалась вахта обеспечения. Их называли пожарной вахтой, которая обязана находиться на судне после окончания рабочего дня и в случае необходимости поднималась по тревоге. И на «Обухове» наверняка была такая вахта. Если бы они вовремя осмотрели судно, то причину бы нашли и устранили. А она была банальной». 

В пожарном трубопроводе, шедшем через 4-й трюм, во время ремонта вырезали кусок. Чтобы избежать течи, поставили некачественную заглушку. Пожарный насос на судне работал постоянно и пожарная система всё время была под давлением, так как пожар считается самым опасным бедствием. И в этой ситуации он сыграл роковую роль. Когда заглушка, не выдержав давления, вода хлынула в цех. Судно стало крениться сильнее.

-4

Новое выравнивание привело к тому, что вода из пожарной магистрали с силой перекатилась на левый борт и судно, не выдержав силы удара, легло на левый борт. В открытые иллюминаторы хлынула вода.

«Упал трап, затем начали рваться концы, и судно завалилось на левый борт, - вспоминает Мария Тармаева, очевидец трагедии. На судне было много провожающих. Одни выскакивали и прыгали в воду, другие бежали по правому борту. Этот кошмар у меня и сейчас стоит перед глазами».

Факты и слухи.

Катастрофа стала самым громким морским происшествием того времени, которое упорно старались замолчать. Версий случившегося было несколько, но тогда всё засекретили. Отсутствие официальной информации породило мифы и легенды.

Говорили и о диверсии, и о сотнях человеческих жертв. Официально заявили, что на «Александре Обухове» погибли девять человек и один водолаз, который утонул уже после опрокидывания базы.

Официальной причиной трагедии назвали сильную течь в недоделанном на судоремонтном заводе трубопроводе, через который 600 тонн забортной воды попало в трюм. Отмечалось, что экипаж принимал экстренные меры для спасения судна, но предотвратить катастрофу так и не смог. При этом ходили разговоры о том, что многие из членов экипажа были пьяны, поэтому не смогли противостоять беде. Впрочем, из-за режима секретности слухов по краю ходило великое множество. И, похоже, прав капитан Пётр Осичанский, назвав эту катастрофу безобразной, возникшей на пустом месте.

Работы по подъёму судна продолжались почти девять месяцев. Сначала водолазы извлекли тела погибших. Затем заварили иллюминаторы, загерметизировали корпус, откачали воду и начали подъём. Но судно вновь завалилось на левый борт. Тогда решили использовать понтоны. Их закрепили с обоих бортов, утопили, а потом продувкой удалили воду. Так судно поставили на ровный киль.

Подъём плавбазы со дна. Фото: Дальневосточная ассоциация морских капитанов
Подъём плавбазы со дна. Фото: Дальневосточная ассоциация морских капитанов

Разумеется, ни о каком восстановлении судна речи не шло. Судно вывели из состава флота, а вскоре списали на «гвозди». В 1986 г. плавзавод разделали на металлолом. Капитан и второй механик получили тюремные сроки.