Очень просто. У меня еще не сформировались отделы мозга, которые могли бы отвечать за чувство стыда. Я могу испытывать аффект стыда, но это совсем не чувство стыда. Может быть ты хочешь, чтобы я испытывал вину? Но и с ней мне придется подождать, так как мой мозг еще формируется.
Так мог бы ответить маленький ребенок лет 4х. Но он не может. Потому что он еще этого всего не знает и слов таких у него в словарном запасе нет. Да и не все взрослые это знают.
Все мы рождаемся с базовым набором чувств: гнев, радость, печаль, страх. Они нужны нам для выживания. Как видите, стыд и вина туда не входят, просто потому что это социальные чувства, приобретаемые, во-первых, во взаимодействии с другими (как правило взрослыми), а во-вторых, для их чувствования нужны специальные отделы мозга, которые смогут не только производить, но и чувствовать эти чувства, а также переводить их на язык слов «я чувствую вину».
Существует множество определений стыда, но если свести их к единому, то стыд – это про то, что я не такой и со мной что-то не так; все остальные (перед кем стыдно) при этом в порядке. Если же говорить о чувстве вины, то в порядке и я, и другие, но что-то не так с моими действиями (за которые я испытываю это чувство). Как правило, вина побуждает как-то исправиться – хотя бы попросить прощение или предложить решение создавшейся проблемы, а может даже и решить. Стыд же скорее замыкает в себе и в собственных чувствах, что со мной что-то не так.
Люди очень часто путают стыд и вину, но Вы теперь этого не будете делать. И если уж говорить о детях, то лучше объяснить ребенку, в чем он не прав (если действительно не прав), а не говорить «как тебе не стыдно», «бесстыдник» и пр. Адекватного эффекта от последнего будет явно меньше.
Если что, отделы мозга, ответственные за комплексные чувства, сформируются годам к 7 и будут доформировываться еще ближайшие 10 лет. Поэтому не стоит требовать от ребенка то, на что он не способен еще физиологически.
А Вы употребляете со своими малышами слова «вина» и «стыд»?