Найти тему
Лентяйка на пенсии.

А еще у нас были стройотряды! Кто помнит?

Совсем недавно начала писать статьи на Дзене и прямо накатились воспоминания. И про семейное общежитие, где прожили десять лет и где провели свои первые годы жизни наши четверо детей и про студенческую жизнь. Особенно хочется поделиться одним из самых ярких воспоминаний , связанных со"студенческими годами. Это наш студенческий строительный отряд под названием "РИТМ" Пермь, госуниверситет. 1978-79 годы. Может эти строчки читает кто-то из наших стройотрядовцев, отзовитесь пожалуйста!!!

Веселые это были годы, поездки на картошку, ежегодные студенческие весны, но самым незабываемым было лето, проведенное в стройотряде. Заканчивая второй курс, мы - девченки с гуманитарных факультетов: филологического, исторического и юридического, узнали, что организуются два стройотряда для девченок. Один отряд - проводников, другой- штукатуров. Покататься по стране конечно было заманчиво, но драить туалеты не хотелось и мы с подружками выбрали отряд штукатуров. Довольно быстро были оформлены необходимые документы, поставлены прививки, сдана сессия и дело осталось за малым - научиться штукатурить. Слова терка, полутерок, мастерок - это было что-то сродни французскому, и ни о чем нам абсолютно не говорили, более того, мы даже не представляли как они выглядят.

И вот мы пошли на первое практическое занятие. Так как ничего серьезного естественно нам доверить было нельзя, то поручили нам заштукатурить кирпичные столбы, расположенные по периметру строящейся больницы и предназначавшиеся для забора. Получив песок, воду , цемент и необходимые инструменты мы приступили к работе. Нам удалось соблюсти необходимые пропорции и сделать раствор. Но дальше что-то пошло не так. Раствор должен был ровненьким слоем расположиться на тех самых столбиках. Причем намазывать как масло на хлеб его было нельзя, он тут же отлетал. Его надо было кидать мастерком, причем кидать довольно сильно. Но у раствора видимо были совсем другие планы. Он либо сползал с мастерка еще пока мы только прицеливались, либо пролетал мимо столбика, но чаще всего , ударившись о столб, рикошетом возвращался и оседал прямо на нас. Учеба продолжалась два дня, а точнее все выходные. На второй день раствор стал более послушным и все чаще оставался на столбе. Сколько песка и цемента мы перевели история умалчивает . Как мы, укротив мастерок, из-зо всех сил пытались приручить терку и полутерок, можно рассказывать часами. Но наступил день Х .

В составе 15 девченок и одного смелого парня, с довольно увесистыми сумками и рюкзаками мы загрузились в автобус и двинулись в сторону Коми- Пермяцкого национального округа, в одном из райцентров которого был расположен ожидавший нас обьект - двухэтажный жилой дом на 16 квартир. И этот обьект мы должны были привести в надлежащий вид, а точнее заштукатурить за два месяца. Толику , так звали нашего единственного в отряде парня, сразу же по приезду выдали в полное распоряжение растворомешалку. Поселили нас в спальном корпусе пустующей летом школы- интерната. Одна из девочек- фельдшер должна была выполнять при необходимости обязанности медика , д девочка - ругая девочка была поварихой. Она, в отличии от медика, была полностью освобождена от строительных работ.

Работали мы пять дней в неделю . В субботу был банный и хоз-день , а в воскресенье мы отдыхали. В рабочие дни недели подьем был в 6 утра. К этому времени уже был готов завтрак, мы кушали , собирались и в 8 часов уже были на обьекте. Первые дни были самыми тяжелыми. Толик замешивал раствор, нагружал нам его лопатой в ведра, а мы должны были сами его таскать и сами штукатурить , переносить строительные леса, вовремя делать затирку. Кто сталкивался с этим меня поймет. Раствор был невероятно тяжелым. Девочки- гуманитарии , не державшие до этого в руках ничего тяжелее ручки и ложки, первое время мы просили Толика не накладывать нам полное ведро и несли его вдвоем. Но работа таким образом продвигалась невероятно медленно.

А форма оплаты у нас была аккордно-премиальная. А значит уложившись в запланированные сроки, мы еще и премию получали. А если не уложимся, то и части зарплаты лишились бы. И бицепсы наши росли и крепчали не по дням , а по часам. Уже к концу первой недели мы вдвоем довольно лихо цепочкой поднимались на второй этаж с тремя полными ведрами раствора. Все чаще поторапливали Толика, он с трудом успевал за нами. Терка, полутерок и мастерок становились все послушнее, раствор летел прямо в цель и намертво прикреплялся к кирпичной стене. Мы начинали чувствовать себя профессионалами своего дела и гордость буквально распирала нас., когда одну за другой мы сдавали бригадиру полностью отштукатуренные квартиры. Подьезды, как самую сложную часть обьекта , мы оставляли на самый конец.

Еще до отьезда, нам всем была приобретена одинаковая форма- брюки и куртки цвета хаки , производства скорее всего китайского. На эти костюмы были нашиты шевроны с символикой студенческого строительного отряда, на нагудном кармане были нашивки с названием отряда, а на спине по латыни был написан девиз: "Dura lex sed lex"., что в переводе на русский означает:" Закон суров, но это закон." Выбор такого девиза обьяснялся преобладанием в нашем отряде студенток юрфака.
И эта форма была предметом нашей особой гордости. Надевалась она исключительно по выходным дням, при поездках в Кудымкар на праздники или в гости в соседние стройотряды. Каково же первое время было наше возмущение, когда кудымкарцы , пытаясь прочитать надпись на наших спинах, обычно справлялись только с первым словом DURA , причем читали они всегда довольно громко и выразительно. На этом их познание языка обычно заканчивалось и продолжения не следовало. Но и к этому мы довольно скоро привыкли.

Изо всех сил стремясь уложиться в установленные сроки , мы порой задерживались на обьекте до захода солнца, а летом, как известно, оно не особо торопится закатиться. И к нашей великой радости обьект был сдан вовремя. Достойная оплата нашего труда и благодарность от местного руководства стали для нас заслуженой наградой. Да и уверенности в своих силах у нас стало намного больше.

На следующее лето наш отряд значительно вырос. Кто-то из "старичков" по разным причинам не смог поехать вновь. Но оставшиеся" ветераны" отряда автоматически были назначены бригадирами и их первой обязанностью было обучение нового пополнения. Обьект на второй год был значительно больше . Это был детский комбинат на 12 групп с довольно большими музыкальным и спортивным залами, просторными группами и спальнями , высокими потолками. И мужская часть нашего отряда увеличилась до 5 человек. В их распоряжении кроме растворомешалки был трактор для подвозки строительных материалов. Также им необходимо было сколачивать довольно высокие леса , постоянно их переносить с места на место и следить за их исправностью и надежностью. Обьект и на этот раз был нами сдан в срок и с надлежащим качеством. Неплохо заработав, в сентябре, когда остальные наши однокурсники героически собирали картошку на колхозных полях, большей частью отряда мы на две недели уехали отдыхать в Крым.

На третий год поехать в стройотряд мне уже не удалось по семейным обстоятельствам. Но и этих двух лет стало вполне достаточно, чтобы воспоминаний хватило на всю жизнь.

Спасибо всем, дочитавшим мою статью до конца. Кому было интересно, кто вспомнил свою студенческую юность, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой канал, делитесь своими воспоминаниями в комментариях. Ваша Лентяйка на пенсии.