Мона Лиза, пожалуй, самое узнаваемое лицо в мире. Именно оно привлекает в Лувр ежегодно более восьми миллионов человек. Была бы дама с загадочной улыбкой столь популярна сегодня, если бы не дерзкое преступление, произошедшее больше века назад?
Джоконда — любимое произведение Леонардо.
Он взял свое творение даже во Францию, куда его пригласил на работу Франциск I. После смерти мастера монарх выкупил Мона Лизу у наследников. Однако ее таинственной улыбки, кроме венценосной особы и самого автора, будто никто не замечал.
Лишь в середине XIX века поэт Теофиль Готье первым разглядел в ней многоликий образ женщины, заинтересовав портретом других художников романтизма. Но вот искусствоведы того времени сходились во мнении, Мона Лиза — не лучшее произведение да Винчи.
21 августа 1911 года Джоконда исчезла.
Один из служащих видел ее на месте около 7 утра, а через час ее уже не было. Охранник признался, что выходил покурить. Все произошло в понедельник, когда Лувр закрыт для посещений. Под подозрение попадали сотрудники музея, а это несколько сот человек. Опрошенные заверяли, отсутствие Джоконды их нисколько не насторожило — картину могли снять для фотографии. Так периодически делали с полотнами музея.
Отрабатывались несколько версий, но следствие всякий раз приходило в тупик. В деле подозревали германского кайзера Вильгельма II, художника-авангардиста Пабло Пикассо, его друга поэта Гийома Аполлинера.
Именно пресса превратила расследование в мировую сенсацию. Детективная история обрастала неожиданными подробностями. Как выглядит Мона Лиза теперь знали на других континентах. В Лувре были очереди — все желали взглянуть на место, где раньше висела картина.
Спустя два с небольшим года Джоконда нашлась во Флоренции.
2 декабря 1913-го некто Леонардо предложил местному антиквару Альфреду Гери купить ее за полмиллиона лир. Полотно было спрятано в дорожном сундуке с двойным дном среди грязных рубашек и носков. На следующий день продавца шедевра арестовали. Его показания стали новой сенсацией.
Похитителя звали Винченцо Перуджи. Некоторое время он работал в Лувре, именно он создал антивандальный стеклянный саркофаг для Мона Лизы.
В тот понедельник в музей его впустил сторож. Он снял картину, спустился через боковую лестницу, вынул полотно из рамы и спрятал под халатом. Уже в своей съемной парижской комнатке Перуджи убрал Джоконду под матрац. Да так и спал на ней более двух лет.
На допросе он пояснил, что хотел восстановить историческую справедливость, а именно возвратить шедевр Италии. Он ошибочно полагал, что портрет флорентийки был вывезен во времена Наполеона. Из-за патриотических побуждений преступника суд смягчил приговор. Перуджи получил год тюрьмы. А уже через полгода вышел.
Картину вернули в Париж. Но с того момента ее место в мировой живописи изменилось.