Найти тему

Правда и ложь в мультфильме «Аладдин»

Оглавление

Существовал ли город Аграба и мог ли дворец султана так выглядеть?

Мультфильм об Аладдине пронизан ориента­листскими образами и мифами. Впрочем, и с литературной первоосновой, то есть самой сказкой об ‘Ала ад-дине , не все так просто. Некоторые исследователи припи­сывают ее автор­ство Антуа­ну Галлану (1646–1715) — французскому писа­телю и ориен­талисту, автору пер­вого на Западе перевода «Тысячи и одной ночи». В сказке про ‘Ала ад-дина и волшебный светильник из этого сборника (в классическом переводе Михаила Салье) говорится, что глав­ный герой жил «в одном городе из городов Китая». В других перево­дах сообщается, что ‘Ала ад-дин, сын портного Хасана, жил «в одном персидском городе». В сказке перевода Салье приводится назва­ние города, где жил ‘Ала ад-дин, — Калкас. Такого города не существо­вало, как не существовало и Аграбы — плода вымысла сценаристов мультфильма.

Аграба — это некий абстрактный восточный город, олицетворение роскоши Востока. Силуэты дворца султа­на могут отдаленно напоминать мавзолей Тадж-Махал в индий­ской Агре, и тогда мультипликационная Аграба пока­жется искаженным названием реального города. Что касается архитектуры дворца, то в действительности она во многом зависела от кошелька и вкуса заказ­чика строи­тельства. Без точной привязки к эпохе и местности, сложно рас­суждать, мог дворец правителя выглядеть так, как он показан в мультфильме, или не мог.

Кто такой султан и чем он отличается от халифа?

-2

Мы выяснили, что действие мульт­фильма разворачивается в абстракт­ном восточном городе. Там правит султан — светский властитель. Почему не халиф или не эмир? В изначальном, кораническом значении термин «султан» (с араб­cкого — «власть, могущество») означал политическую власть правителя (в том числе и халифа, то есть наместника Пророка, который обладал духовной вла­стью над подданными). Начи­ная примерно с XI века в мусульманско-правовой доктрине под султаном стал пониматься светский правитель мусульман­ской страны. В 1055 году, когда сельджук­ские султаны подчинили себе Ирак, они присвоили себе не только функции светской власти, но и некоторые полномо­чия власти духовной (например, контроль над деятель­ностью суда, что явля­лось прерогативой халифа). В Османской империи начиная с XVI века султан выступал в глазах мусульман-суннитов не только светским, но и духовным властителем. Таким образом, по сути Османская империя была сопоста­вима с халифатом, хотя и не именовалась так официально. В современном мире госу­дар­ство, верховным правителем которого является султан, именуется сул­тана­том. Кроме того, светские правители независимых и полунеза­висимых мусульманских стран могли имено­ваться эмирами (амирами), вазирами и др. Иногда титулатура правите­лей могла меняться по мере укрепления государ­ства. Так, легендарный победитель крестонос­цев Салах ад-дин (Саладин) изначально именовался великим вазиром (визирем) Египта, а потом принял титул султана.

Действительно ли существовал закон о браке?

-3

Султан может решать судьбу любого своего подданного, в том числе и соб­ственной дочери. Правда, для этого ему не обязатель­но оформлять свое реше­ние в виде указа. Он может просто предписать ей в устной форме совершить то или иное действие. Тезис о том, что «только принц может жениться на принцессе», не может быть непреложным правилом. Обычно у мусуль­ман­ских властителей было немало детей от многочислен­ных жен и наложниц. Поэто­му, если женить их или выдавать замуж только за принцев или принцесс, на земле не хватило бы для них столько особ царской крови. Важными кри­те­риями при выборе жениха для дочери султана были знатность, влияние и богат­ство. И конечно, это мог быть только мусульманин.

Когда в конце мультфильма султан объяв­ляет свою волю: «Султан я или не сул­тан? Отныне принцесса вольна выходить за того, за кого поже­лает», это не про­тиворечит исторической истине: султан мог отменить соб­ственный указ. Со­гласно мусульманско-правовой доктрине, изменять нельзя только Боже­ствен­­ный закон (шариат), а решения человека могут и должны меняться с измене­нием времени и обстоятельств.

Откуда летающий коврик?


В мусульманской демонологии ковер служит обиталищем для самых могуще­ственных существ из рода джиннов —
ифритов. Впро­чем, вряд ли авторы сце­нария вклады­вали какой-то скрытый смысл, когда продумы­вали образ ковра. Ковер-самолет (не как са­мостоятельный персонаж, конечно, а как средство передвижения) встречается в фольклоре народов Ближнего и Средне­го Восто­ка. Так, например, согласно преданию, ковер-самолет был у царя Соло­мона. Впослед­ствии он якобы подарил его царице Савской.