Первичные свойства объективного времени и текстового времени
Время обладает несколькими важными свойствами, которые имеют различную природу в тексте. Во-первых, он имеет возможность настраивать события в порядке, преемственность и одностороннее ориентирование. Следующая характеристика - изменчивость, текучесть, движение из прошлого в будущее. Здесь появляется образ времени как реки, в которую невозможно дважды войти: время как река, сложенная из событий.
Как только что-то появится, оно исчезнет, и на его место придет что-то другое.
Быстрота течения времени изменяется с изменением скорости движения, теперь есть доказательство (опыт атомных часов) неравномерности (вариации) течения времени. Ученые говорят о цикличности времени: известны природные циклы, исторические циклы, в экономике известны циклы Кондратьева, в мире происходит повторение явлений и процессов. Другими словами, события на планете всегда будут повторяться, так же? как и события во времени. Другим важным свойством времени является его объективность. Оно субъективно формируется для каждого человека по-своему под влиянием различных факторов (мировоззрение, возраст и т.д.), но также является и психологическим, т.е. зависит от личных аспектов и ситуаций, и существует на уровне сознания, восприятия и чувств. В случае повреждения мозга, расстройства сознания или деперсонализации происходит искажение восприятия времени, ощущение потери времени, оно кажется либо слишком медленным, либо слишком быстрым, что часто сопровождается нереальностью переживаемой ситуации. Эти явления раздвоения сознания и неадекватного восприятия времени становятся предметом сюжетов современных писателей. Так, в работах русского писателя постмодернизма Виктора Пелевина происходят сдвиги во времени, связанные со сдвигами в сознании персонажей.
- В «Омон Ра» под влиянием снотворного у главного героя происходят затмения памяти, галлюцинации; наблюдаются перемещения из одного временного интервала в другой, из одного пространства (Луна) в другое (Земля). (Пелевин).
В романе «Чапаев и Пустота» время становится главной темой размышлений для главного героя, а сам автор: есть ли я благодаря миру, или мир существует благодаря мне. Всегда есть мысль о том, что реально, а что нет, жизнь - это мечта, мир - это мираж, и до него нелегко добраться в будущее:
- Мне вдруг пришло в голову, что с самого начала времен я просто лежал на берегу Урала и мечтал сменить друг друга, снова и снова просыпаясь здесь (Пелевин).
Из-за мутности сознания, нарушений суждений, ложных личностей, эффектов шизофрении и сеансов психотерапии герой поочередно оказывается в начале 20-го или 21-го веков. Из-за ран у героя блоки памяти, поэтому он ведет дневник, где записывает необходимую информацию, затем перечитывает ее и пытается все вспомнить. В. Пелевин использует специальные кинематографические эффекты, монтаж и комбинированные съемки, метод "история в истории", паровоз служит символом времени.
В сознании, а значит, и в тексте как произведении, категория времени имеет более сложную структуру, более широкий диапазон и более объемную, нереальную плоскость. Литературный мир представляет собой сложное многоплоскостное сооружение с повествовательной структурой и сюжетной линией, в которой трансформируются объективные характеристики времени. Время становится нестабильным, разнообразным и обратимым. Время текста (время рассказа, время повествования) многомерно и дискретно, ретроспективно и перспективно и нестабильно. Сдвиги во времени также вызывают сдвиги в пространстве, что отражено в теории М. Бахтина о хронотопе, как единстве времени и пространства. ХХ век принес литературные тексты, которые можно прочитать с любой страницы; довольно популярны романы без конца, "начиная с денумента (разрешения) или "альтернативные окончания".
Например, рассказ В. Набокова (1936) "Круг" начинается со слов: Во-вторых... и заканчивается: Во-первых... Путешествие во времени дает возможность встретиться с самим собой, как в рассказе Ж.Л. Борхеса Другогого, где Борхес встречается с собой в прошлом, будучи молодым человеком. В романе, по желанию автора, события могут менять свой порядок, перемещаться от конца к началу, проходить через определенные промежутки времени и этапы, останавливаться, замораживаться, растягиваться или сжиматься. Они могут даже исчезнуть и по желанию автора появятся снова.
У. Эко, в романе Фуко "Маятник", показывает, что рассказчик печатает текст на компьютере, а затем удаляет его, потому что хотел, чтобы то, что я написал, никогда не произошло. Текст исчезает, но может быть легко восстановлен в компьютере нажатием необходимой клавиши. Кентавр Ж. Апдайка" представляет собой яркую иллюстрацию переплетения реального и нереального, мифов и автобиографии, где автор использует оригинальные способы организации истории: мифологические аллюзии, переходы из одного литературного мира в другой, воспоминания, внутренние монологи и полифонию. Сначала читателю трудно понять, когда происходит действие: в 1947 году или через несколько лет герой романа появляется на его страницах после того, как читатель увидит некролог, посвященный герою.
Русская писательница Дина Рубина (2008) в романе "На солнечной стороне улицы", затрагивая вопрос взаимоотношений человека и времени, называет последнее "бездонной водой" и:
- Бесформенной субстанцией, уходящей, полной дыр, клочьями тумана, который можно рассчитать и разбить на самые мелкие части, а также описывает все самые мелкие движения в эти моменты, но удержать их невозможно. (Дина Рубина)
Современные исследователи обращают особое внимание на настоящее:
- Видишь ли, это все сейчас. Вчерашний день не закончится до завтрашнего дня, и завтрашний день начался десять тысяч лет назад (Фолкнер).
По мнению Ж.Л. Борхеса, настоящее всегда имеет частицу прошлого, частицу будущего. Персонаж В. Пелевина сказал:
- Я уже давно знаю, что уникальный момент реального времени - "сейчас" (Пелевин).
Феномен "настоящего" не может существовать в физике без создания парадокса между причинно-следственным детерминизмом и постоянными изменениями.
Хочу закончить свою мысль цитатой Дж. Фоулза:
- Я пытался подчеркнуть важность этого момента. Ничтожность в любой момент времени чиста и непорочна. Вы не начнете понимать обычную историю, пока не почувствуете хотя бы некоторое ощущение этой ошеломляющей вечной, но мимолетной низости.