Найти тему
Rodinka

Основные особенности постмодернистской литературы

Оглавление

Приветствую вновь на своем канале!

Сегодня я освещу самую важную составляющую вопроса о постмодерне в литературе. Каковы же его особенности? Представляю вашему вниманию ответ. Читайте, оценивайте.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/05/28/07/05/book-1421097_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/05/28/07/05/book-1421097_960_720.jpg

Начну с того, что расскажу о том, что постмодернистская литература представлена такими ключевыми фигурами, как Дж. Барт, У. Эко, К. Воннегут, Дж. Фаулз, Т. Моррисон, М. Атвуд и др.

Постмодернистские тексты характеризуются смешением времен, культур, языков, реальных фактов и художественной литературы, настоящего и прошлого. Попытки выделить основные черты постмодернизма предпринимались различными исследователями. Однако до сих пор не существует строгой классификации средств организации постмодернистского текста.

Отмечу лишь некоторые фундаментальные постмодернистские принципы:

  • отказ от строгих правил построения сюжета;
  • ироничное отношение к действительности;
  • дискурс фрагментарность;
  • коллаж;
  • монтаж;
  • гибрид жанров;
  • парадоксальность;
  • игра с текстом, со временем и читателем;
  • интертекстуальность;
  • цитирование;
  • плюрализм стилей;
  • соавторство;
  • организация текста на разных уровнях;
  • ориентация на плюрализм толкования текста;
  • принцип читателя.

Условия описательной части часто игнорируются.

В литературе и кино игра со временем становится одним из основных средств, с помощью которого создаются уникальные и оригинальные повествовательные курсы, такие как путешествия во времени и смены времени. Одним из существенных аспектов постмодернизма является размышление над следующим вопросом: что такое реальность? Сделан следующий вывод:

- У каждого есть своя реальность, и всё, что принято для реальности, является лишь её представлением, и язык не только выражает реальность, но и её создает (Брокмейер).

Другими словами, невозможно познать реальность такой, какая она есть на самом деле, независимо от структуры, которая обуславливает то, каким образом мир представляется нам. Аналогичным образом рассматриваются текст и время.

Текст постмодернизма представляет собой структуру, состоящую из множества других текстов.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/19/21/10/knowledge-1052010_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/19/21/10/knowledge-1052010_960_720.jpg

Время представляет собой некую конструкцию, которая формируется личностью.

Таким образом, она по-разному воспринимается разными людьми. Писатели обращают особое внимание на личный опыт времени, описывая различные временные переживания. П. Розен (2001) сравнивает современную темпоральность с полем боя:

- Современная темпоральность похожа на поле боя, на котором неуправляемая сила времени борется с необходимостью и желанием упорядочить или контролировать время.

В литературе данного направления прослеживается тенденция к так называемому нарративному хаосу. Писатели намеренно разрывают хронологическое повествование воспоминаниями персонажей или проспектами.

Так, У. Эко в романе «Баудолино»

постоянно посвящает читателя тому, что произойдет с тем или иным персонажем в будущем. Например, Никита видел свою смерть. Баудолино рассказывает, что он убил убийцу короля Фредерика Барбароссу, когда король был еще жив. История Баудолино выглядит фрагментарной, как персонажи романа и т.д. Это устройство создает эффект интриги, внутреннего напряжения и неожиданности.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/19/21/14/phone-1052023_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/11/19/21/14/phone-1052023_960_720.jpg

Роман Тони Моррисона "Джаз"

также изобилует воспоминаниями и лирическими отступлениями. Героиня Вайолетта пытается собрать свидетельства о погибшей девушке Доркас, которая была любовницей своего мужа. В романе есть возвращение из настоящего в прошлое, в момент похорон девушки, где Вайолет создала скандал:

- Она ужасно худая, Вайолетта, ей пятьдесят, но она все еще хорошо выглядит, когда закончились похороны (Моррисон).

На протяжении всего романа Вайолетта хочет восстановить прошлое, чтобы узнать и понять, почему Доркас привлек своего мужа. Наличие двух временных плоскостей выражается с помощью двух вербальных форм - настоящего и прошлого времени.

Итак, я немного ввел в вас в курс и теперь, я надеюсь, вы имеете хотя бы небольшое представление об основных особенностях литературы постмодернистов. Присоединяйтесь к моему каналу, и будем развиваться вместе!