В начале 50-х стало очевидным, что нужен самолет большой дальности для перевозки делегаций между континентами. Проект Ту-116 разрабатывался параллельно работам по Ту-114 , поскольку было опасения, что разработка 114 затянется, ведь на самом деле он существенно отличался от бомбардировщика Ту-95 , на основе которого он разрабатывался.
При этом , в ряде документов , проект переоборудования именовался Ту-114Д (дипломатический), что не помешало через несколько лет назвать модификацию Ту-114 с дополнительными баками тоже Ту-114Д (дальний).
У Ту-114 создавался совершенно другой фюзеляж, другая носовая стойка, изменялось крыло , электрооборудование.
Поэтому для проекта "116" , за основу взяли два серийных бомбардировщика Ту-95М, демонтировали там вооружение , герметизировали получившиеся объемы фюзеляжа и смонтировали встроенный трап.
Работы над проектом затянулись из-за загруженности КБ Туполева и получилось что Ту-116 взлетел всего на полгода раньше чем Ту-114, который был гораздо комфортнее переделанного бомбардировщика , салон которого был рассчитан всего на 24 человека.
Всего было переоборудовано два самолета, которые получили гражданскую окраску, несмотря на то , что самолеты принадлежали ВВС .
В процессе испытаний было совершенно несколько дальних беспосадочных перелётов, например Щелково -Иркутск-Щелково (приблизительно 8600 км).
Потом один борт передали на авиабазу в Узин, другой в Семипалатинск.
Самолеты эксплуатировались до середины 90-х, один даже попал в кадр заглавных титров фильма "Поэма о крыльях".
Борт который базировался в Узине впоследствии утилизировали, а второй передали в музей истории гражданской авиации в Ульяновске, где он стоит и сейчас. К сожалению интерьеры не сохранились.
Фото трехлетней давности: