Найти тему
СССР-75737

Дипломатический бомбардировщик Туполева

В начале 50-х стало очевидным, что нужен самолет большой дальности для перевозки делегаций между континентами. Проект Ту-116 разрабатывался параллельно работам по Ту-114 , поскольку было опасения, что разработка 114 затянется, ведь на самом деле он существенно отличался от бомбардировщика Ту-95 , на основе которого он разрабатывался.

При этом , в ряде документов , проект переоборудования именовался Ту-114Д (дипломатический), что не помешало через несколько лет назвать модификацию Ту-114 с дополнительными баками тоже Ту-114Д (дальний).

У Ту-114 создавался совершенно другой фюзеляж, другая носовая стойка, изменялось крыло , электрооборудование.

Поэтому для проекта "116" , за основу взяли два серийных бомбардировщика Ту-95М, демонтировали там вооружение , герметизировали получившиеся объемы фюзеляжа и смонтировали встроенный трап.

Работы над проектом затянулись из-за загруженности КБ Туполева и получилось что Ту-116 взлетел всего на полгода раньше чем Ту-114, который был гораздо комфортнее переделанного бомбардировщика , салон которого был рассчитан всего на 24 человека.

Всего было переоборудовано два самолета, которые получили гражданскую окраску, несмотря на то , что самолеты принадлежали ВВС .

В процессе испытаний было совершенно несколько дальних беспосадочных перелётов, например Щелково -Иркутск-Щелково (приблизительно 8600 км).

Потом один борт передали на авиабазу в Узин, другой в Семипалатинск.

Самолеты эксплуатировались до середины 90-х, один даже попал в кадр заглавных титров фильма "Поэма о крыльях".

кадр из фильма "Поэма о крыльях" 1979 год.
кадр из фильма "Поэма о крыльях" 1979 год.

Борт который базировался в Узине впоследствии утилизировали, а второй передали в музей истории гражданской авиации в Ульяновске, где он стоит и сейчас. К сожалению интерьеры не сохранились.

фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"
фото из книги "Турбовинтовые самолеты Ту-95/Ту-114/Ту-142/Ту-95МС"

Фото трехлетней давности:

-12

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц