Сегодня весь прогрессивный мир отмечает Международный день анимации. Кроме того, с 25 октября по 4 ноября в Москве проходит XIII Большой фестиваль мультфильмов. В общем, все это отличный повод послушать Юрия Борисовича Норштейна, одного из главных мультипликаторов современности.
Об источниках вдохновения
1. «Сказка сказок» – это мое пространство»
Когда меня спрашивают про любимый фильм – это, конечно, «Сказка сказок», потому что он для меня самый сердечный. Я знаю, что основная публика предпочитает «Ежика в тумане», но это не меняет моего отношения к фильму. Это мое пространство и пространство моего двора, где я жил. Я не знаю, где сегодня в этих больших домах проходит нерв, где вот этот запах – запах нагретой травы, досок, поленьев?
Когда б вы знали, из какого сора… Но тут не сор, тут шедевры!
В «Сказке сказок» – и японские гравюры, и Рембрандт, и Пикассо, и куски из древнегреческой мифологии, и росписи кувшинок замечательных… Там – соединение многого. Могут сказать: «эклектика». Но нет, не эклектика. Если это не соединено, то нет единого ощущения. «Единство цели» – так бы я это обозначил, тогда это все по-другому начинает работать. Надо еще прибавить музыку: это «Хорошо темперированный клавир» Баха и колыбельная.
2. Классическая коммуналка
Мне в жизни повезло, я жил всю свою жизнь в Марьиной роще, не считая эвакуации. Я жил в классической коммуналке, объяснять не надо. Если б не эта моя жизнь, в коммуналке, наверное, мое восприятие мира было бы очень сильно другим. Не знаю, лучше или хуже, но скорее всего что хуже.
3. Прялки
Мы работали над фильмом «Лиса и заяц». Я сидел и листал книгу Мавриной – какая была замечательная художница! – и вдруг крикнул Фране [Франческа Ярбусова – прим.]: «Я знаю что делать!», и мы пошли в Исторический музей. Мы хотели посмотреть на прялки, как там строится кадр. Прялки лежали так, как обычно лежат дрова, – в огромном количестве.
4. Пауль Клее
Когда я увидел живопись Пауля Клее, я понял, откуда эти драгоценнейшие драматургические фактуры. Я называю Пауля Клее «фонетикой и морфологией искусства», потому что он дал огромное количество изобразительных знаков, которыми мы должны уметь пользоваться. Вот из чего в том числе и «Сказка сказок».
5. Владимир Маковский
Очень люблю Владимира Маковского, остроту его живописи. Он один из немногих художников, кто очень точно чувствует персонажа.
У него есть такая небольшая живопись «Объяснение в любви»: сидит барышня в шляпке, а рядом с ней гимназист с фуражкой под мышкой, ноготь смущенно ковыряет. Мизансцена просто удивительная! И я ее вспоминал, когда Франя сделала конструкцию эскиза для фильма «Цапля и журавль».
6. Жорж Брак
Я увидел у Жоржа Брака «Портрет мужчины со скрипкой», хотя там, если разбираться, никакого мужчины не найдешь, а скрипку можно узнать только по отдельным знакам. Но самое главное – там был пластический взлет, и это меня так заворожило!
Продолжение:
- Часть вторая. Юрий Норштей о друзьях и коллегах
- Часть третья. О детстве и образовании. Толстой, Строгановка и советская цензура
- Часть четвертая. О деньгах. Как распределяют средства на авторскую анимацию
- Часть пятая. О вечных истинах и предназначении культуры
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡