Найти тему
Киноа: кино + архитектура

23 забытые истины от Юрия Норштейна в Международный день анимации

Оглавление
«Ежик в тумане»
«Ежик в тумане»

Сегодня весь прогрессивный мир отмечает Международный день анимации. Кроме того, с 25 октября по 4 ноября в Москве проходит XIII Большой фестиваль мультфильмов. В общем, все это отличный повод послушать Юрия Борисовича Норштейна, одного из главных мультипликаторов современности.

Юрий Норштейн
Юрий Норштейн

Об источниках вдохновения

1. «Сказка сказок» – это мое пространство»

Когда меня спрашивают про любимый фильм – это, конечно, «Сказка сказок», потому что он для меня самый сердечный. Я знаю, что основная публика предпочитает «Ежика в тумане», но это не меняет моего отношения к фильму. Это мое пространство и пространство моего двора, где я жил. Я не знаю, где сегодня в этих больших домах проходит нерв, где вот этот запах – запах нагретой травы, досок, поленьев?

«Сказка сказок»
«Сказка сказок»
Когда б вы знали, из какого сора… Но тут не сор, тут шедевры!


В «Сказке сказок» – и японские гравюры, и
Рембрандт, и Пикассо, и куски из древнегреческой мифологии, и росписи кувшинок замечательных… Там – соединение многого. Могут сказать: «эклектика». Но нет, не эклектика. Если это не соединено, то нет единого ощущения. «Единство цели» – так бы я это обозначил, тогда это все по-другому начинает работать. Надо еще прибавить музыку: это «Хорошо темперированный клавир» Баха и колыбельная.

2. Классическая коммуналка

Мне в жизни повезло, я жил всю свою жизнь в Марьиной роще, не считая эвакуации. Я жил в классической коммуналке, объяснять не надо. Если б не эта моя жизнь, в коммуналке, наверное, мое восприятие мира было бы очень сильно другим. Не знаю, лучше или хуже, но скорее всего что хуже.

«Сказка сказок»
«Сказка сказок»

3. Прялки

Мы работали над фильмом «Лиса и заяц». Я сидел и листал книгу Мавриной – какая была замечательная художница! – и вдруг крикнул Фране [Франческа Ярбусова – прим.]: «Я знаю что делать!», и мы пошли в Исторический музей. Мы хотели посмотреть на прялки, как там строится кадр. Прялки лежали так, как обычно лежат дрова, – в огромном количестве.

«Лиса и заяц»
«Лиса и заяц»

4. Пауль Клее

Когда я увидел живопись Пауля Клее, я понял, откуда эти драгоценнейшие драматургические фактуры. Я называю Пауля Клее «фонетикой и морфологией искусства», потому что он дал огромное количество изобразительных знаков, которыми мы должны уметь пользоваться. Вот из чего в том числе и «Сказка сказок».

Пауль Клее. Магия рыб. 1925
Пауль Клее. Магия рыб. 1925

5. Владимир Маковский

Очень люблю Владимира Маковского, остроту его живописи. Он один из немногих художников, кто очень точно чувствует персонажа.

Владимир Маковский. Объяснение. 1891
Владимир Маковский. Объяснение. 1891

У него есть такая небольшая живопись «Объяснение в любви»: сидит барышня в шляпке, а рядом с ней гимназист с фуражкой под мышкой, ноготь смущенно ковыряет. Мизансцена просто удивительная! И я ее вспоминал, когда Франя сделала конструкцию эскиза для фильма «Цапля и журавль».

«Цапля и журавль»
«Цапля и журавль»

6. Жорж Брак

Я увидел у Жоржа Брака «Портрет мужчины со скрипкой», хотя там, если разбираться, никакого мужчины не найдешь, а скрипку можно узнать только по отдельным знакам. Но самое главное – там был пластический взлет, и это меня так заворожило!

Жорж Брак. Мужчина со скрипкой. 1912
Жорж Брак. Мужчина со скрипкой. 1912

Продолжение:

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡