Найти в Дзене

Когда она пошла к машине, дочь плакала «Мамочка, не уезжай…»

Оглавление

Трудности и испытания, которые пришлось пройти моим родственникам во время Великой отечественной войны.

1941 год

В мае 1941 года Ольга приехала с детьми к родителям в деревню. У нее вот-вот должен был родиться 5 ребенок. Муж ее, Николай, постоянно был на учениях. В апреле ему присвоили звание младшего лейтенанта, и он занимался обучением новобранцев.

22 июня 1941 года началась война. Александра спешно собрала вещи и договорилась с соседом, чтобы довез ее до города. А там уже доедет к мужу в часть.

Ольга Васильевна отпускала дочь с тяжелым сердцем: «Ох, Шурочка, что-то мне не спокойно».

«Мама, приеду в конце августа, рожу здесь, и тогда с детьми уедем. Я должна быть при Коле. Ты сама же так всегда говорила».

Фотография из семейного архива
Фотография из семейного архива

Александра добралась в военную часть, где полным ходом шла мобилизация. Еще ничего не было понятно, кроме одного – начинается что-то очень страшное.

Необходимо было оформить все формальности, поставить детей на паек. Они решили оставить старших детей с родителями Александры, а младших забрать. Николай договорился, что его жену вместе с еще несколькими женщинами поселят на станции, недалеко от места дислокации части. Туда же они забрали двух младших детей. Александра охраняла по ночам станцию.

Прощание со старшими было жутким. Александра плакала навзрыд, обнимая старшую дочь и сына. Они казались такими взрослыми и всё понимающими, хотя им было только 6 и 5 лет. Когда она пошла к машине, дочь побежала за ней, плача и крича «Мамочка, не уезжай…»

«Я обязательно приеду, слышишь? Я найду тебя обязательно и заберу! Где бы мы не оказались!», - прошептала Александра.

Дети остались с бабушкой Олей и дедушкой Васей в Ленинградской области.

Читайте подробнее: "Как составить запрос в военкомат" https://yulianovozhilova.ru/zapros-voenkomat/

1943 год

Началась оккупация. Однажды к ним постучали в дом. Пришли переписывать семью, спрашивали, где родители детей, служит ли кто из родственников в советской армии. Но самое страшное было то что, чтобы выжить некоторые из деревенских переходили на сторону фашистов. Ходили патрулем по деревне, подсматривали и подслушивали, вели учет жителей, чтобы никто не сбежал в лес.

А потом им сказали выходить из домов, повели в город, на станцию. Ольга только и успела взять кое-какую одежду, натянув на себя и мужа несколько лишних рубашек, да рассовать по карманам несколько сухарей. Это было 15 ноября 1943 года.

Их погрузили в пустые железнодорожные вагоны и поезд тронулся. Старики, женщины, дети – все жались друг к другу от ужаса. Куда их привезут? Выживут ли они? Что их ждет? На одной из остановок две молодые женщины попытались сбежать. Одной удалось скрыться за деревьями, вторую подстрелили, и она так и осталась лежать на короткой полоске между лесом и железной дорогой.

Казалось, что они едут целую вечность. От страха дети практически ничего не говорили, не просили пить и есть. Ольга и Василий прижимали к себе внуков и тихо молились.

Наконец, они вышли из вагонов. Их выстроили в колонну и приказали идти по дороге. Так они шли полдня, к вечеру дойдя до какой-то большой деревни. Там вышел мужчина, который забрал часть приехавших. Остальным велели идти дальше. Во второй деревне оставили Ольгу с семьей, а также нескольких ее соседей, которых она хорошо знала.

Протокол опроса свидетелей, составленный для подтверждения факта угона в Латвию моей бабушки
Протокол опроса свидетелей, составленный для подтверждения факта угона в Латвию моей бабушки

Мужчина, хозяин дома, в который они пришли, не говорил по-русски. Он показал на сарай и что-то сказал на своем. Ольга поняла, что теперь они будут тут жить. Кроме них туда поселили изможденную женщину с двумя детьми.

Работа была обычная деревенская – доить корову, ходить за скотиной, убирать и чистить, потом работали на пашне. Хозяйство было огромным. Не делали разницы между взрослыми и детьми – работали все одинаково. Домохозяин постоянно подгонял их, мог и побить, если что не так.

Иногда по пути в поле встречали своих бывших односельчан, облегченно вздыхая: «Живые».

1944 год

Дети часто плакали и просились к маме. Ольга шепотом рассказывала внукам перед сном, что скоро мама и папа приедут и заберут их, нужно подождать. Ей хотелось верить, что ее дочь еще жива.

Хутор Краукли освободили в ноябре 1944 года.

Все, кто дожил до этого момента, плакали от счастья. Им даже не верилось. что всё закончилось. Советские солдаты помогли им добраться до станции, где погрузили на поезд. Несколько дней они добирались домой.

Зайдя в родной двор, Ольга упала на колени и заплакала. Им удалось выжить и сберечь внуков.

Летом 1945 года приехали Александра с мужем, с ними было 4 маленьких детей. Николай был уже подполковником.

Хотите тоже узнать о ваших предках? Пишите в комментариях или на сайте https://yulianovozhilova.ru/consult/