Найти тему
Фактор 10

Мужской клуб: как петрозаводские автолюбители повстречали машину Штирлица

Петрозаводский журналист рассказывает о том, что представляли собой советские авто-пати

Александр Трубин, "МК в Карелии"

Мы уже писали, как в далеком 1983-м трофейный "Adler " под управлением нашего земляка отправился в Ленинград на автопарад. Сегодня – о том, что представляло собой само действо.

Фото: antikwariat.ru
Фото: antikwariat.ru

"Мы что, мимо Исакия проезжали?!"

Ребята из клуба "Самоходъ" встретили нас на "Волге-24". "Мужики, - предупредил их Владимир, - только езжайте не больше 50 километров в час". Питерцы кивнули, и мы отправились вслед за "Волжанкой" через весь Ленинград в город Пушкин, где собирались участники парада.

 Фото автора.
Фото автора.

Поначалу все шло хорошо, но когда мы въехали в центр, завязли на светофорах, "самокатчики" начали газовать: спидометр иной раз показывал 70 км/час. Володя, не привыкший к такой автотолчее после тихого Петрозаводска, где и двухрядного движения не увидишь, вцепился в руль, постоянно дергая ручку переключения передач, отчего движок хрипел и задыхался, словно на смертном одре. Я даже стал помогать водителю показывать повороты - тумблер указателя был установлен посередине "торпеды" нашего авто.

 Фото: antikwariat.ru
Фото: antikwariat.ru

Когда мы выехали на тихую дорогу к Пушкину и мой водитель наконец-то расслабился, я решил напомнить ему о том, как красив был Исаакиевский собор в свете вечерних солнечных лучей. "Мы что, мимо Исакия проезжали?! - изумленно спросил Володя. - Я глядел только на дорогу - лишь бы в кого не врезаться и от "Волжанки" не отстать..."

Машина Штирлица

Мы въехали во двор Екатерининского дворца, который на два дня слета превратился в "автоконюшню", состоящую из десятков самых различных четырехколесных раритетов. Прибалты привезли в основном автомобили до 1930 года выпуска с колесами на спицах, как у велосипедов: "вылизанные" до первозданного вида машины. Москвичи приехали на мощных довоенных "Мерседесах", « Паккардах", лимузинах ЗИС. Все столпились у кабриолета "Хорьх 853А", который пригнал на парад патриарх советского "ретроавтопрома" москвич Александр Алексеевич Ломаков, воссоздавший из небытия десятки оригинальных машин. "Дядя Саша", как почтительно именовали его коллеги, был прекрасным рассказчиком: история этого "Хорьха" словно пронеслась перед нашими глазами.

 Дядя Саша Ломаков. Фото drive2.ru
Дядя Саша Ломаков. Фото drive2.ru

Эта модель была представлена конструктором Августом Хорьхом на Парижском автосалоне 1935 года. Это была настоящая сенсация: стремительные обводы кузова, под капотом которого скрывался однорядный восьмицилиндровый двигатель мощностью 120 л.с., развивающий скорость свыше 130 км/час. Богатство и изысканность отделки салона кабриолета и удивительно плавный ход просто очаровали публику. И, как рассказал сам Ломаков, самого Геринга, которому фюрер после закрытия салона и презентовал эту машину.

 "Хорьх" до  реставрации. Фото: lomakovka.ru
"Хорьх" до реставрации. Фото: lomakovka.ru
...и после
...и после

В 1945 году один из командиров танковой группы, штурмовавшей Берлин, взял этот "Хорьх" в качестве приза, но трофей оказался не по рангу: как сообщил Александр Алексеевич, машина оказалась у маршала Константина Рокоссовского. Затем она переходила из рук в руки, пока в виде утиля не оказалась у Ломакова. Сегодня не все из этой легенды 1983 года подтверждается документально, но красиво же тогда ее излагал автопатриарх!

Кстати, этот "Хорьх" должен был водить Макс Отто фон Штирлиц в фильме "Семнадцать мгновений весны". В романе Юлиана Семенова так и написано: "Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его "Хорьха" заурчал ровно и мощно". Но ломаковский кабриолет был занят на других съемках, и вместо него использовались "Мерседесы 230".

 Mercedes-Benz 230 выпуска 1938 года. Фото drive2.ru
Mercedes-Benz 230 выпуска 1938 года. Фото drive2.ru

И слава богу: рядовому штурмбанфюреру такой лимузин был точно не по званию, и папаша Мюллер мог бы привлечь советского разведчика по подозрению в коррупции…