Найти тему

Что такое эффект Пигмалиона? И действительно ли наши ожидания обеспечивают нам ответное поведение?

Оглавление

Известный профессор Роберт Розенталь в 1965 году предложил феномен, выявленный в ходе проведенного им эксперимента, который назвал эффектом Пигмалиона. Данный эксперимент указывал на то, как ожидания одного человека могут повлиять на деятельность другого.

В ходе эксперимента была выявлена закономерность, как положительные ожидания оказывали влияние на повышение эффективности другой стороны, а отрицательные ожидания наоборот, вели к ухудшению результатов работы.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/07/31/11/29/people-2557451_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/07/31/11/29/people-2557451_960_720.jpg

Связь названия эффекта с древнегреческим мифом.

В мифах Древней Греции существует упоминание истории о короле скульпторе Пигмалионе, в честь которого и был назван рассматриваемый нами эффект. В истории упоминается, как скульптор увлекся лепкой скульптуры статуэтки женщины, которую назвал прекрасной Галатеей.

Когда он закончил свое творение, то увидел, насколько совершенной получилась его работа. Король без памяти влюбился в свое произведение и умолял богов сделать Галатею человеком. Боги исполнили его желание и оживили статую. Эта история олицетворяет то, как стремление короля Пигмалиона к своей любви, прекрасной Галатее, сделало ее человеком.

Данный эффект позволяет нам понять, как наши ожидания изменяют собственное поведение настолько, что реакция другого человека подтверждает наши первоначальные стремления.

Хорошо это или плохо, но наши ожидания оказывают влияние на поведение таким образом, что наш собеседник реагирует в соответствии с тем, как мы обращаемся с ним. Ведь если вы знаете человека с положительной стороны и хорошо к нему относитесь, то, подойдя к нему поговорить, вы будете сохранять в диалоге более дружественную атмосферу, чем, если бы заранее у вас не было б таких убеждений. Данный вид обращения к этому человеку заставит его ответить вам также позитивно, что, безусловно, благоприятно повлияет на ваши первоначальные ожидания.

Как рассматриваемый эффект проявляется в образовании?

Профессор Розенталь, раскрывший данный эффект, совместно с директором одной из школ проводил очень интересный эксперимент.

В этом исследовании в начале учебного года учителям предоставляли результаты тестов на интеллект, проведенного среди учащихся. Также преподавателям раскрыли результаты этих тестов, откуда они узнали: кто конкретно и на какой балл написал данный тест. Помимо этого учителям дали напутствие, что именно от тех учеников, кто набрал наивысший балл - ждут более высокую успеваемость в течение учебного года. По итогам окончания учебного периода так и произошло, ожидания оправдались. Ученики, на которых был поставлен акцент, получили более высокие оценки.

Интересный факт данного эксперимента заключался в том, что никто из учеников изначально никаких тестов на интеллект не писал и все предоставленные результаты были фальсифицированы. Выдающиеся ученики были выбраны случайным образом из числа всех обучающихся. Делая вывод из сложившейся ситуации: данный феномен был обусловлен только большими ожиданиями учителей этих учеников.

Изучая поведение преподавателей по отношению к указанным ученикам было видно, что они явно изменили свое поведение по отношению к обучающимся с высокими показателями. Учителя создавали на протяжении всего учебного периода более благоприятную атмосферу этим ученикам, также предоставляли им больше возможностей для развития своих способностей, благоприятствовали качественному изучению предметов и так далее. И такая обстановка действительно стала давать свои плоды и многие ученики стали показывать высокие результаты в соответствии с ожиданиями преподавателей.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/07/25/08/26/school-class-401519_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/07/25/08/26/school-class-401519_960_720.jpg

В чем же обратная сторона эффекта Пигмалиона?

Важная особенность рассматриваемого нами эффекта в том, что он передается через жесты и поведение, которое мы проявляем, полагаясь на свои ожидания. Данное замечание указывает на то, что одних только ожиданий недостаточно, для отражения эффекта. Также очень необходимо, чтобы и наше поведение соответствовало этому.

Негативное проявление эффекта Пигмалиона мы можем наблюдать в проявлении последствий в ситуации, когда родители по отношении к развитию своих детей завышают ожидания. Такие требования, обычно, намного выше настоящих способностей их чада, поэтому, когда ребенок их не оправдывает, у родителей возникает диссонанс и начинаются упреки в адрес своего дитя.

В итоге ожидания родителей не оправдываются, тем самым вызывая их негативную реакцию в адрес ребенка. Данная ситуация, несмотря на скрытые позитивные ожидания, наносит вред самооценке ребенка и снижает результативность его занятий.

Из полученного опыта следует вынести, что немало внимания стоит уделять мониторингу отношения, которое вы проецируете своему ребенку. Для того, чтобы ваши ожидания гармонировали с последствиями нужно в первую очередь обратить внимания на себя самих. Необходимо научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть и реально оценивать его возможности и способности и всячески помогать ему на пути его становления не только ожиданиями, но и своим примером.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/06/19/07/19/family-1466260_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/06/19/07/19/family-1466260_960_720.jpg