В предыдущей статье мы остановились на третьем варианте возможного развития событий со своим бизнесом. А именно: Вы строите бизнес по тем же принципам, что предполагает воспитание ребенка.
Согласны ли вы с тем, что обычно нормальные родители хотят, чтобы их дети были счастливы?
Если это так, то процесс воспитания становится не забавой: хочу делаю, не хочу – не делаю, а осознанным процессом привития ребенку с младенчества именно тех навыков, которые ему нужны для счастливой жизни.
Давайте порассуждаем вместе. Самостоятельность – нужный навык? А умение ладить с людьми, строить отношения? А умение думать? А быть хорошим хозяином или хозяйкой? А ответственность за свои поступки?
Ответ очевиден.
А вот действия родителей далеко не всегда именно те, которые прививают навык на самом деле. Ребенок вырастает, отделяется от родителей. И все, что вложили родители, обязательно начинает «прорастать» в жизни ребенка.
Хотели, чтобы он был счастливым, и делали все за него, потакали его желаниям - получили эгоиста с амбициями. Будет ли он счастлив, зависит уже от него самого, но риски огромные.
Хотели, чтобы ребенок был успешным, и научили его трудиться, при этом с малолетства уважали в нем личность – получился уверенный человек, который, конечно же, не избежит трудностей, но справится с ними и станет опытнее, сильнее, лучше, счастливее. Как говорится, что выросло, то выросло.
А теперь снова вернемся к бизнесу. Более того, я хочу вернуть нас, предпринимателей, в ту точку, когда мы только-только организовали свое дело, зарегистрировали его, и он зажил.
Не секрет, что большинство организаторов делают это с намерением зарабатывать и никаких других мотивов не просматривается. Они воспринимают свой бизнес как чудесного работодателя, взрослого, умного, справедливого «давателя». Поэтому с самого начала они ожидают от бизнеса отдачи по максимуму.
С той первой минуты, как бизнес запульсировал, он должен своему создателю. А раз должен, то давай, а раз не даешь – виноват, и отношение как к провинившемуся.
Мы настроены выжимать, требовать, выкачивать ресурс из нами созданного бизнеса, но не давать, не вкладывать и не воспитывать в том самом смысле, который предполагает восполнение питания.
Речь не о еде, а о духовном наполнении, о культурном содержании, о гармоничном внутреннем мире и т.п.
Я не ошиблась, когда использовала термин «воспитание» в отношении созданного нами дела. Специфика малого и среднего бизнеса в том, что он растет и развивается по образу и подобию человека. В самом начале он требует внимания, заботы и дополнительных вложений, как в ребенка, в те самые полезные навыки:
- самостоятельность, то есть бизнес должен уметь работать в отсутствии своего создателя так же эффективно, как и в его присутствии;
- успешность, эффективность, результативность не только за счет конъюнктуры рынка, но и потому что в нем продуманы на несколько шагов вперед последствия тех или иных действий. Об этом знают сотрудники, и об этом могут судить клиенты;
- умение строить отношения, то есть вызывать доверие, быть уважаемым, нужным и принятым – согласитесь это уже само по себе конкурентное преимущество;
- быть хорошим хозяином, то есть работать как единый механизм, обеспечивая всех участников процесса необходимым ресурсом, соответствовать своей природе, своей миссии;
- ответственность, то есть признавать ошибки, принимать закономерность потерь со своей стороны, если что-то из того, что делаем, не соответствует запросам всех участников рынка и - главное - уметь исправлять ошибки и становиться лучше т.д.
И если это не сделано на ранних стадиях, то возможно сделать и позднее. Это, пожалуй, успокаивающее обстоятельство, если сравнивать с человеческими детенышами, где если вовремя не сделаешь, то можно упустить многое.
Сравните два подхода: бизнес, который мне должен, и бизнес, который я воспитал.
В своей практике я встречала предпринимателей и с тем, и с другим подходом.
Все сотрудники первого, потребительского подхода, считают, что целью их компании являются деньги. Поэтому если денег мало, то между заинтересованными сторонами возникает грызня за ресурс. Фирму раздирают внутренние противоречия.
Целью вторых являются довольные клиенты. Поэтому, когда денег мало, то все думают о том, как привлечь, удержать, расположить клиента и о том, как решить его проблему. И используют для этого привитые навыки. Фирма становится клиент-центрированной.
Бесполезно спорить, что лучше: первый или второй подход. Всегда можно сказать – это дело вкуса. Но как только встает вопрос о том, какой бизнес хочется передавать по наследству, то ответ очевиден: второй подход является решением для этого.
Так есть ли смысл в том, чтобы передавать бизнес по наследству?
Если вы думаете, что такой подход предполагает большие вложения, то вы ошибаетесь. Затраты останутся прежними. Вы ведь и раньше подбирали персонал? Вы ведь и раньше учили своих сотрудников? Вы ведь и раньше ругали и хвалили, давали премию, увольняли за нарушения.
Только раньше вы делали это, чтобы решить какую-то свою проблему, теперь все эти же функции вы выполняете, сверяясь с целью компании – дает ли это приращение довольных клиентов? Не каких-то особенно больших вложений это потребует, а другого понимания своего бизнеса и других подходов, других решений и других действий.
Если подвести итог нашему обсуждению первого вопроса, то среди нас есть те, кто эту идею понимает, чувствует и готов реализовывать, есть те, кто пока сомневается.
Продолжение следует.