Люблю картину Гюстава Курбе «Спящие» (Или «Лень и похоть». Или «Две подруги». Такие. Хорошие. Подруги. Ах, эта крепкая гетеросексуальная дружба)
Но люблю я её не только поэтому, гусары, фу.
Как и другие эротические полотна Курбе, «Спящих» нельзя было выставлять больше века — запрет продержался аж до 1988 года (сама картина — 1866-го).
Курбе вдохновлялся стихотворением Бодлера «Проклятые женщины (Ипполита и Дельфина)» из сборника «Цветы зла». Ну, помните:
Скажи, что делать мне с тревогою моею?
На что решились мы? Чуть вспомню - содрогнусь!
«Мой ангел», - говоришь ты мне, а я робею,
И все-таки к тебе губами я тянусь.
У Бодлера настроение тревожное — проклятье, клеймо, чувство вины, обещание беспросветного, чернушного, смрадного ада, который ждёт людей, неспособных противостоять страсти и требованиям плоти. С другой стороны — гармония и мелодичность языка, которым Бодлер это всё живописует; вроде бы ад — не очень хорошо, даже грешновато, но с другой стороны — интересно, чувственно, бодро как-то, нон-конформистски! Короче, это — одно из тех шести стихотворений, за которые Бодлера судили и потом заставили их из сборника убрать. А вы говорите, у нас сейчас проблемы с репрезентацией...
В общем! В этой картине Курбе мне нравится, что это какой-то очень милый, домашний пост-коитус, разбросанная одежда и украшения, разорванное в порыве страсти ожерелье и водичка у кровати, потому что после физических упражнений хорошо бы восстановить электролитный баланс.
И история с запретом картины показательная: патриархат гласит, что ответственность за человеческий грех несёт женщина (да, даже если мужчина соблазнил, взял и бросил — это её красота/невинность/слабость/нужное подчеркнуть его с ума свела и он не мог себя контролировать, бедняжка). Что, разумеется, подтверждается репрезентацией: на классических полотнах женщина, женское, женская сексуальность — символ греха. И если она выходит за рамки допущенного моралью вуайеризма, то её надо осудить и запретить. Мы же помним, что в патриархате нельзя выиграть?
Важно понимать и то, что это — не репрезентация меньшинств, а эротика, написанная мужчиной по заказу мужчины для услады мужского взгляда. «Спящие» — коммишн турецкого дипломата Халила Паши (он же заказал ещё более скандальную картинку Курбе «Происхождение мира»). Это возможность для мужчин заглянуть в запретный, тайный и потому возбуждающий мир, где женщины занимаются любовью друг с другом не из супружеского долга, не за деньги и не ради рождения детей, а просто для удовольствия. Это акт присвоения мужчиной женской сексуальности: нарисуй, повесь на стенку — хоп, твоё. Тем не менее, Курбе безусловно возмутил общественность, бросил вызов традиционным взглядам на сексуальность и начал топтать дорожку к нормализации отношения к all things queer. За что ему большое спасибо.
________
Больше разговоров за культуру (и иногда — за феминизм) — на каналеВроде культурный человек.