Найти в Дзене

Стоит ли искать золото? Всё равно ведь отберут!

Приветствую взрослых любителей детских книг!

Перечитывая сказочную повесть «Старик Хоттабыч», вместе с героями задумываешься о драгоценных подарках, которыми джин вознаграждает новых друзей. А также о золоте, которое можно найти, например, в земле или на дне реки.

Володя Костыльков отказывается в пользу государства от огромных денег. Его так воспитывают. Лазарь Лагин, создавая детскую книгу своего времени, выставляет мальчика честным и благородным.

Почему мальчик отказался от 3467135703 рублей? — об этом мы уже говорили. Но то были именно подарки от старика Хоттабыча. А я предлагаю вернуться к моменту, когда мальчик еще не выпустил джинна из бутылки.

Напомню, что бутылку со стариком-волшебником Волька нашел на дне реки и сразу открыть ее не смог. Он побежал домой и по дороге мечтал о том, как вскроет и найдет в бутылке золотые монеты и как завтра выйдет во всех газетах заметка о его честном поступке.

То есть поступок — отдать полностью найденное золото без остатка государству — оценивается как единственно правильный. Повесть написана в 1938 году, когда дети воспитывались в уважении к государству и друг другу.

И желание Вольки Костылькова найти золото и отнести его в милицию ищет сочувствия у читателей-подростков. Не утверждаю, что оно такое сочувствие находит, но ищет точно. Правда, если бы в те времена ребенок не отдал бы клад, он, скорее всего, получил бы хороших кренделей.

Я за здоровый социализм. И конечно, живя в то время, тоже захотел бы отдать государству найденные деньги. Потому что тот глава государства подавал пример честности и благородства. Он же не строил себе дворцов с золотыми унитазами и друзьям такого не разрешал.

Теперь перенесемся дальше по линии повествования и посмотрим, как сложилась судьба денег, подаренных Хоттабычем в итальянском городе Генуя рыбаку Джованни.

Итальянский бедняк, в отличие от советского пионера, отправился не в госбанк отдавать подаренное, а к ювелиру продать пять золотых монет.

На рыбака тут же донесли, его схватили полицейские, заставили привести к Хоттабычу, чтобы отобрать всё. Мало того, Джованни был еще и виноват, что не доложил о подарке сразу.

Он в любом случае потерял бы всё, как только полиция узнала бы о золоте.

В твоих руках может остаться двадцать пять или пятьдесят процентов от найденного.

Или не остаться. Если ты нашел золотые украшения или посуду, которая представляет культурную ценность, не получишь ничего. Если ты не искал клад, а, допустим, на стройке копал экскаватором канаву и нашел золото, тоже ничего не получишь.

Ведь мало найти клад, надо еще знать, что делать с найденным.

Вот и задумываешься, а кто прав? Какая система? Советская или буржуйская? Ты в любом случае лишаешься найденного, но при социализме становишься героем, а при капитализме обтекаешь и почесываешь лоб после щелбанов.

Сокрытие тоже в обоих случаях наказуемо. Где-то оштрафуют, а где-то и в клетку посадят.

Система отберет или всё, или большую часть. На правах сильного. Потому что может.