Найти тему
Журнал не о платьях

"Не отказывай в любви влюблённому в тебя богу"

Оглавление

Герберт Дрейпер "Золотое руно". Источник: artchive.ru

Как использовать историю Медеи себе на пользу

Знаменитую героиню древнегреческих мифов Медею, детоубийцу и колдунью, мужчины любили, несмотря на всю ее дурную славу. Герои и цари на ней женились, поэты воспевали в трагедиях, художники изображали на полотнах. И невольно задумываешься: отчего некоторых женщин любят вопреки всему и счастливы ли они от этого?

История Медеи

Дочь колхидского царя отличалась красотой, умом и великим магическим даром. Ее называли «возлюбленной Гекаты» -- богини луны и колдовства. И она мечтала о славе, власти и любви. В Колхиду на корабле «Арго» приплыл заморский воин Язон, намеренный любой ценой заполучить золотое руно -- главное сокровище колхидской казны. Он признался Медее в любви и рассказал, что дядя-царь отдаст ему корону, как только получит сокровище. Предложил Медее выйти за него замуж и править вместе с ним его страной. Медея затрепетала от счастья и согласилась. Благодаря ее колдовству Язон сумел похитить золотое руно. Медея бежала из Колхиды вместе с Язоном и своим младшим братом. Царь Колхиды погнался за похитителями руна и его детей. И тогда Медея убила своего братика и выкинула труп за борт. Корабль царя замедлил ход -- отец не мог не подобрать в волнах тело сына. И Язону удалось ускользнуть от преследователей. В пути он женился на Медее.

На родине вероломный дядя золотое руно у Язона забрал, а трон ему не отдал. Язон очень расстроился. Медея решила мужу помочь и посодействовала скорейшей кончине престарелого царя. Язон от подобной прыти жены растерялся -- он вообще был немного заторможенный и трон захватить не успел. Дочери царя обвинили Медею и Язона в смерти папы, и супруги бежали на чужбину.

Во время скитаний красавицу Медею пытался соблазнить сам громовержец Зевс. Но Медея, верная жена Язона, богу отказала. А Язон решил с ней, родившей ему двоих сыновей, бросившей ради него семью и погубившей своего брата, развестись. Ему по-прежнему хотелось заполучить корону, и он собрался жениться на Главке, дочери Креонта, царя Коринфа, чтобы унаследовать трон. Ревнивая Медея преподнесла Главке заколдованное платье, которое вспыхнуло на той жарким пламенем. Креонт бросился дочь спасать, и они сгорели вдвоем. Язон пришел в ужас: до сих пор жена убивала только для него, а теперь стала действовать против его интересов -- и окончательно отказался от Медеи. И тогда Медея назло ему заколола кинжалом рожденных от него сыновей. И ушла.

В Афинах в Медею влюбился царь Эгей и взял ее в жены. Он знал историю Медеи, но не был шокирован. Красавица родила ему сына, Меда. Вроде бы все в ее жизни наладилось: сама -- царица, сын -- наследник. Но тут нелегкая принесла Тезея -- взрослого сына Эгея от тайного брака, которого папочка в лицо не знал, а Медея по сходству с отцом вычислила. Тезей хранил инкогнито, намереваясь сначала все разузнать, а потом заявить о себе и лишить маленького Меда права наследования. Как всякий человек, что-то важное скрывающий, он вел себя странно, и Медея уговорила Эгея отравить опасного гостя. Эгей ей подчинился и вручил парню чашу с ядом. И вдруг увидел у него на поясе свой меч, некогда первой жене подаренный, и, осененный догадкой, выбил чашу из его рук. Царь признал наследником Тезея, а Медею вместе с сыном изгнал из Афин. Она вернулась в Колхиду, обнаружила, что ее папу сверг его брат, вернула отцу трон и никуда из Колхиды больше не уезжала. Ее сын со временем стал царем Колхиды.

За что Медею любили мужчины

Они находили в ней верного, решительного союзника и цельную натуру с одной идеей в голове – «хочу и делаю!», и с одним теплым чувством в сердце – «все, милый, для тебя!». Медее несвойственны типичные для женщины колебания – «не знаю, чего хочу и что выбрать» и метания -- с нею удобно иметь дело. Пока Медея вместе с кем-то и их цели совпадают, она готова для него на все. Хотела власти -- Язон стремился стать царем. Отлично: Медея сделает Язона царем и будет властвовать через него. Она украла руно не для того, чтобы самой разбогатеть, а чтобы привести к власти любимого. Убила брата не для спасения себя -- ее бы и так не тронули, а ради Язона, которого бы прикончили без малейших сомнений. Лишила жизни царя, чтобы освободить для мужа дорогу к власти. Отвергла притязания Зевса, потому что была верна мужу. А муж оказался слабым и нерешительным -- руно отдал, власть не захватил, смертью царя не воспользовался, из родной страны бежал. И решил добраться до вершины типично женским, сексуально-матримониальным путем -- через брак.

Почему драматурги и поэты сделали ее героиней, а не злодейкой? Хоть Язон и считается героем, такое поведение: одну жену – невыгодную -- бросил, другую – выгодную -- взял, никого сам не прикончил, никого не спас, заговор не устроил, восстание не возглавил -- не вписывалось тогда и не вписывается теперь в мужской кодекс поведения. Медея имела право быть недовольной мужем и мстить. Она ему предоставила все обещанное. А он ей -- не корону подарил, как договаривались, а развод.

С женской точки зрения, Медея -- настоящая ведьма и гадина: брата родного погубила, сожгла соперницу, детей убила. С мужской точки зрения, она -- мстительница. Причем по-своему благородная. На мужа у нее рука не поднялась. Детей убила, чтобы ранить Язона в самое сердце, -- но оставила его в живых. Чудовище, конечно, однако -- пощадившее своего бывшего хозяина в память о преданности ему.

Медея и дети

Медея пошла на детоубийство ради мести Язону. И чтобы ей никто о Язоне, некогда безмерно любимом, не напоминал. В наши дни медеи встречаются сплошь и рядом. Только они ведут себя несколько по-иному, в соответствии с нашей моралью. Современная Медея из чувства мести тоже лишает мужа детей -- она запрещает ему встречаться с ними – «раз ты разлюбил меня и ушел, детей тебе не видать, они -- моя собственность. Что хочу с ними, то и делаю!». И одновременно -- отдает на воспитание бабушкам -- пусть перед глазами не маячат, образ мерзавца-мужа в памяти не воскрешают. Стиль -- другой, а почерк -- тот же.

К тому же две тысячи лет назад к маленьким детям относились без особого трепета: еще неизвестно, вырастут они или нет -- столько болезней и опасностей вокруг. Родители думали: в случае чего -- новых наделаем. Важны были дети взрослые: от них много пользы, помощи, уважения, поддержки. Есть кому добро и корону передать. Смерть взрослого ребенка -- драма жуткая, ведь нового уже и не родишь. Поэтому убийство Медеей маленьких сыновей подчеркивало глубину ее горя и силу разочарования в Язоне и, с точки зрения ее современников, являлось личным актом отчаяния и горя. А попытка отравить взрослого Тезея, сына Эгея от первой жены, была преступлением и вмешательством в политическую жизнь царства. Муж на нее страшно за это разгневался.

А как же счастье?

Медея счастлива была недолго -- в Колхиде, когда она, мятущаяся, полная надежд, влюбилась в прекрасного Язона и еще ничего для него не сделала. Просто болтала с ним и гуляла у моря. И все. Не досталось ей успеха в жизни. Не было больше счастья в любви: она мужчинами руководила, а не получала радости от отношений с ними.

Медея на них давила и толкала вперед, потому что совершила типичную для сильной и одаренной женщины ошибку: пыталась найти кого-то честолюбивого, властного, напористого, чтобы его, в качестве своего второго «я», к власти привести и быть значимой и главной благодаря ему.

Но нельзя руководить кем-то столь же сильным, как ты. Его можно только подчинить себе -- то есть сделать более слабым. А как только женщина начинает подчинять мужчину, он ломается и хиреет.

Она ему отдает все больше, а ему от этого только хуже, и он впадает в апатию. Так случилось с Язоном: был он -- крепкий воин, а как только за него взялась Медея и обеспечила ему дорогу к успеху, сразу ослаб, согнулся под ее давлением. И сбежал от нее, чтобы сохранить остатки индивидуальности и самоуважение.

Медею полюбил царь Эгей. А она его -- нет. Она всего лишь хотела править Афинами. Сначала -- вместе с ним, потом -- вместо него, а потом -- за своего сына. И как только царь это понял и увидел всю меру своей зависимости от жены, запросто способной сподвигнуть его на преступление, он быстренько ее выгнал.

Уроки древнего сюжета

Три рекомендации для сильной женщины

1. Хочешь быть царицей -- правь сама. Царь тебе не нужен. Можешь взять консорта. Но путь – «я из мужчины сделаю великого человека, подниму его на вершину, и он меня захватит с собой, не бросит и будет вечно любить» -- не работает. Или до вершины его не поднимешь, или поднимешь -- а он тебя вниз столкнет. Приятно и полезно помогать любимому, если он сам к высокой цели рвется. Но нельзя использовать его для утоления своих амбиций. Хочешь успеха сама -- вкладывай пыл души в свое дело, а не в чье-то. Во времена Медеи женщины царство не наследовали, и ей было трудно обойтись без мужа. Тебе намного легче -- наше общество не ограничивает женщину в способах добиваться власти и жизненного успеха.

2. Ищи в любви радость. Чем сильнее женщина, тем меньше она нуждается в «муже-добытчике-крыше-опоре-поддержке». Не возмущайся, а пойми: муж -- не только стенка, но и солнце в доме. Мужчины бывают хороши по-разному. Выбирай поэта или философа, рассеянного ученого или фанатично преданного работе врача, любого толкового специалиста -- того, чьи интересы с твоими не пересекутся и с кем вы не станете конкурентами. И тогда про тебя великую трагедию не напишут. Но жизнь твоя сложится благополучно.

3. Не говори «нет» влюбленному в тебя богу. Медея могла ощутить счастье любви с Зевсом. Недолгое, как у небожителей водится, и под угрозой страшной мести его жены Геры. Но -- истинное. Уж он бы рядом с ней не согнулся и не сломался, и она бы получила то, о чем мечтала: сильного мужчину рядом. Хоть на какое-то время. Может, ей бы и понравилось. Зря отказалась. Знаешь, для некоторых из нас короткая связь с «богом» -- знаменитым политиком, известным актером, женатым банкиром или сумасшедшим композитором -- это единственное счастье любви, которое выпадает за всю жизнь. Ведь он один, твой «бог», тебе по плечу. Остальные -- по пояс. Не откажешься -- хоть будет о чем вспомнить.

...И вывод для всех нас: золотое руно и любовь -- разные вещи
Девочки, не уподобляйтесь Медее, не превращайтесь в женщин, которые делают для своих мужчин слишком много. Не покупайте мужскую любовь -- ни за деньги, ни за свои услуги и помощь в достижении цели, богатства и славы. Любить мужчину -- можно и нужно. А золотое руно пусть сам добывает!

Великие полотна

Она была излюбленной героиней художников-романтиков, прерафаэлитов и символистов. Представители всех этих течений превыше всего ценили искренние чувства и с теплом относились к роковым женщинам, которые из-за своих страстей терпели адские муки.

Характерные атрибуты Медеи: у нее в руках кинжал -- как символ убийства, или чаша с ядом. У ног ее часто покоятся несчастные дети, живые или мертвые. И она всегда прекрасна.

Самая знаменитая: «Медея», Эжен Делакруа (романтик), 1862 г.

-2

Источник фото: ru.artsviewer.com

Это про нее написал Брюсов: «И над детьми безумной жрицей возносит изощренный меч». Она в ярости -- как могли ею, великой волшебницей, пренебречь, как посмел Язон отказаться от своей клятвы и изменить ей! Она страдает от уязвленной гордости. И удерживает вырывающихся у нее из рук малышей хозяйским жестом: хочу -- милую, хочу -- казню.

Самая грустная: «Медея и Язон», Джон Уильям Уотерхауз (прерафаэлит,) 1907 г.

-3

Источник фото: artchive.ru

Медея готовит колдовское зелье, а Язон с робостью, надеждой и любовью вглядывается в ее лицо. И видно, как она ему дорога -- он поймал минутное выражение скорби в глазах любимой, подался вперед и всем своим видом вопрошает: «Что случилось, почему ты так печальна?»

Самая гламурная: «Медея», Альфонс Муха (символист), 1898 г.

-4

Источник фото: ar.culture.ru

На театральном плакате, предназначенном для великой Сары Бернар, Муха изобразил изящную Медею в роскошном красно-фиолетовом наряде с безумными глазами, только что сразившую кинжалом обоих детей. Во время работы над плакатом художник придумал для своей Медеи изысканный змеевидный браслет, обвивающий левую руку. Он так понравился Саре Бернар, что она заказала себе у ювелира точно такой же и надела его на премьеру.

Самая прекрасная: «Медея», Фредерик Сэндис (прерафаэлит), 1868 г.

Источник фото: ru.wikipedia.org
Источник фото: ru.wikipedia.org

На полотне Сэндиса Медея готовит пропитанную колдовским эликсиром пряжу, чтобы соткать из нее воспламеняющееся платье и погубить соперницу Главку. Художник писал портрет Медеи со своей любовницы Эммы Мэри Джонс, актрисы, родившей ему девятерых детей.

Наши консультанты: Георгий Индулен, историк; Вита Банга, искусствовед; Аркадий Панц, психоаналитик

Автор: Галина Зайцева (с) "Лилит"