Что означает DOT ?
Тормозная система, основная система, обеспечивающая безопасность на дорогах, поэтому все детали и узлы в этом механизме должны быть надежны и не изношены. И тормозная жидкость не является исключением. Классификация DOT это сокращенное название от Departament of transportation (Транспортного министерства США). Основные свойства тормозной жидкости это вязкость, температура кипения и гигроскопичность (поглощение влаги). В зависимости от совокупности этих параметров, принято классифицировать тормозные жидкости на DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5,1.
DOT-3
Базой для этих тормозных жидкостей являются простые соединения гликолей, в основном полиэфиры и полиэтиленгликоли, обеспечивающие достаточно низкую стоимость. Но у этой основы так же есть и огромный минус - большая гигроскопичность, из-за чего со временем повышается влажность и уменьшается температура кипения, что ведёт к увеличению вязкости и потери текучести при высоких температурах. Так же еще одним минусом является несовместимость с краской и резиновыми изделиями, а последние являются неотъемлимыми элементами в тормозной системе на современных автомобилях. Срок службы у этих жидкостей так же не очень велик, примерно 1-1,5 года. Применяется в основном на старых автомобилях с барабанными тормозами и передними дисковыми.
DOT-4
Тормозная жидкость DOT-4 более универсальна нежели её предшественница. В первую очередь в этом заслуга борной кислоты, которая убирает лишнюю влагу из состава, тем самым поддерживая оптимальный состав жидкости, немного увеличивая её срок службы. Второй весомы показатель это увеличение температуры кипения, а плохая гигроскопичность, позволяет сохранять текучесть при высоких температурах. Но сама по себе жидкость DOT-4 очень вязкая, что не явно не является плюсом (так как увеличивается срабатывание тормозного усилия). Так же жидкость стала менее агрессивной к резиновым деталям, но не менее опасной для краски. Срок службы жидкости примерно 2-2,5 года. В некоторых магазинах можно встретить такие жидкости, как DOT-4,5 или DOT-4+, в некоторых источниках пишут, что это тот же DOT-4, но с увеличенной температурой кипения, но на практике, температуры кипения DOT-4 вполне достаточно для оптимальной работы жидкости. Применяется на большинстве современных и старых автомобилях, с дисковой и барабанными системами торможения.
Сравнение DOT-3 и DOT-4
Я думаю здесь особо нечего расписывать. Преимущества явно на стороне DOT-4, а именно более высокий порог кипения, увеличенный срок службы, очень маленькая гигроскопичность и применимость с резиновыми изделиями. Но зато DOT-3 забирает себе более лучшую цену, а так же меньшую вязкость, но в остальном, уступает своему приемнику. Кстати добавлять DOT-3 в DOT-4 нельзя, а вот добавлять DOT-4 в DOT-3 можно.
Заключение
DOT-4, в отличие от DOT-3 получила очень широкое распространение на рынке. А помогли в этом улучшение температуры кипения, маленькая гигроскопичность и более длительный срок эксплуатации, а как показывает практика, жидкость ходит намного больше чем 2 года. Но все же тормозная система является одним из важнейших механизмов для безопасности, поэтому не стоит пренебрегать нормами производителей и регламентами. Если статья была полезна, ставьте лайк и подписывайтесь) Всего наилучшего.