Андерс Франсен жил до кораблекрушений. Инженер и специалист по военно-морской войне 16-17 веков, был особенно одержим старыми шведскими военными, которые когда-то угрожали Балтийскому морю.
Когда он не был занят на своей повседневной работе в Шведской военно-морской администрации, он часами просматривал архивы в поисках карт и документов, надеясь, что они найдут местонахождение великих затонувших военных кораблей Швеции. И, когда он узнал, что, недалеко от его дома в Стокгольме, один обломок все еще может быть найден, он был одержим, чтобы найти его.
В течение пяти лет Франсен проводил свободное время в поисках кораблекрушения, но было много неудач.
«Добыча» моя состояла в основном из ржавой железной плиты, женских велосипедов, рождественских елок и мертвых кошек», - вспоминал Франсен позже.
Но 25 августа 1956 года грейферное железо Франсена зацепило что-то на 100 футов ниже. И что бы это ни было, оно было большим.
Франсен осторожно опустил пробоотборник керна - инструмент, используемый океанографами для отбора проб почвы со дна водоемов, - и достал темный и мокрый кусок черного дуба. В следующем месяце друг Франсена Пер Эдвин Фельтинг нырнул в стром (водные пути вокруг Стокгольма) и увидел, что-то там внизу.
Фальтингу пришлось работать вслепую. Всего в 30 ярдах от поверхности солоноватые воды были абсолютно черными. Дайвер провел ладонями по таинственному предмету и попытался понять, что это может быть.
“Я чувствую что-то большое, - сказал Фальтинг Франсену, - сбоку от корабля. Вот один орудийный порт, а вот другой”.
Была пауза.
“Есть два ряда”, - сказал Фелтинг. “Это должно быть Васа”.
Васа был самым большим военным кораблем, названный в честь шведской королевской семьи - Дома Васа. Судно было заказано королем Густавом II Адольфом в 1625 году и предназначено для того, чтобы стать флагманом его флота. Густав мечтал о Васе: он хотел самый красивый и смертоносный военный корабль в Балтийском море.
В течение трех лет плотники, художники, резчики по дереву, мастера по изготовлению канатов и сотни других ремесленников бросались строить королевское судно.
Васа был созданным шедевром, по крайней мере , 700 изящно вырезанных скульптур, статуэток и украшений: ангелы, черти, львы, императоры, воины, музыканты, русалки, жуткие лица, небесные фасады, все тщательно изготовленные из дуба, сосны и липы.
«Сотни скульптур, цеплявшихся и карабкавшихся вокруг Васы, представляли собой оргию из розовой обнаженной плоти, из стальной сине-брони, из кроваво-красных, ядовитых зеленых и морских блюзов», - пишет Эрлинг Матц в каталоге Vasa.
Как пишет Ларс-Оке Кварнинг в другом журнале: «Эти украшения преследовали много целей: воодушевить друзей, запугать врагов, отстаивать свои притязания и поразить мир этой картиной силы и славы».
Сам корабль был построен из 1000 дубов и имел три палубы, в том числе стек из двух артиллерийских орудий, который вмещал 64 пушки. Дизайн был беспрецедентным по своим размерам и сложности.
Король Густав, знаменитый своим военным мастерством, потребовал этого. «В то время он контролировал Финляндию, Эстонию и Латвию, и он только что завоевал небольшую часть России, которая касается Финского залива»,- пишет Кварнинг.
«Таким образом, исключив царя из Прибалтики, он почти превратил Балтийское море в шведское озеро». Он также жонглировал многочисленными войнами и стремился заполучить новый военный корабль, который помог бы сохранить его господство. Он велел строителям поторопиться.
Это было глупое решение. В начале 17-го века, строительство функционального корабля было под вопросом. Согласно Мацу, было много ошибок: в 1620-х годах из 15 военно-морских кораблей, потерянных Швецией в пылу сражения, затонуло только два.
Не было никаких расчетов или строительных чертежей. Новый дизайн был частично смоделирован на его предшественниках, но у Васа его не было. Хуже того, мастер кораблестроения Васа умер на полпути в процессе строительства.
Озадаченные гигантскими размерами корабля, архитекторы Васа никогда не могли с уверенностью определить, какой балласт нужен судну. Они наполнили корпус примерно 121 тонной камня, но считали, что для этого нужно гораздо больше.
Король, который лично одобрил размеры корабля, фактически запретил любые изменения - и в любом случае добавление большего количества балласта привело бы к тому, что самая низкая артиллерийская палуба была бы опасно близка к ватерлинии.
Когда почти законченный Васа начал плавать в порту, капитан корабля, Серфинг Хансон, решил проверить устойчивость лодки. Он попросил группу из 30 человек бегать взад-вперед по палубе.
Всего через три пробега корабль начал шатко колебаться. Некоторые из офицеров корабля хотели сообщить королю, что лодка была на грани опрокидывания, но Густава не было в городе. Проблема была проигнорирована.
Продолжение читайте на моём канале
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5db426afec575b00b2b5aabf/5db73b47df944400af66f526/edit