Трижды царь Навуходоносор угонял жителей покоренной Иудеи в Вавилон. Изгнания происходили на протяжении 16 лет (597—582 гг. до Р.Х.). Это делалось, с одной стороны, для того, чтобы разорвать связь иудеев со своей исторической родиной, тем самым лишить их того бунтарского духа, которым всегда отличался еврейский народ, а в окружении иноплеменников они будут вести себя более смирно. А с другой стороны, чтобы обезлюдившая земля была лишена сил сопротивляться своим завоевателям. Казалось бы, эти события могли послужить полному уничтожению и исчезновению евреев, как нации, так и религии, но этого не случились. Пророки, жившие в плену, продолжали свою миссию, в результате которой появилась крупная еврейская диаспора.
В 25-летнем возрасте с первым караваном пленных в 597 году до Р.Х. был уведён в Вавилонское царство пророк Иезекииль и с частью евреев был перевезен из Вавилона еще дальше, за реку Ховар в иудейское поселении Тель-Авив. Его имя означает «Моя сила - Бог», происходил из колена Левия, был священником. В плену Иезекииль женился. Вместе с другими пленниками он пользовался большой свободой. Вообще плен, судя по описанию пророка Иезекииля, отнюдь не был тем пленом, тем концлагерем, если сравнивать с нашей историей. Иудеи жили абсолютно свободно, они имели возможность собираться когда и где угодно, заниматься тем делом, которое им нравилось, заниматься теми промыслами, теми науками, которыми они занимались и дома. Они даже имели свои земли и дома (Иер.29:5), имели своих судей и старейшин. Но весь ужас состоял в том, что они не имели духовного центра и не имели права возвращаться на свою родину.
В изгнании у него было видение о будущем еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, пламенеющее в середине, а в нем – таинственное подобие движимой Духом колесницы и четырех крылатых животных, каждое имело четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом – подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее "подобие Человека", а вокруг Него радуга (Иез.1:4-28). По толкованию отцов Церкви, пресветлое "подобие Человека", сидящего на сапфировом престоле, было прообразом воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим; четыре животных стали символами четырех Евангелистов, колеса с множеством очей – части света со всеми народами земли. При этом видении пророк от страха упал на землю, но глас Божий повелел ему встать и затем объявил, что Господь посылает его на проповедь к израильскому народу. Было Иезекиилю около 30 лет, когда началось его пророческое служение.
Пророческая деятельность Иезекииля разделяется на 2 периода: до и после разрушения Иерусалима. В первом периоде он обличает Иудею за те мерзости, которая она допустила совместно с Израилем против Бога, против правды, против Истины, против нравственности. Он сравнивает Иудею и Израиль с двумя блудницами. Пророк Иезекииль, кроме того, что он священник, может считаться первым юродивым в русском понимании этого слова. Народ настолько огрубел, что его надо было встряхнуть. И он шокирующими поступками, неоднозначными заявлениями, обличающими словами взрывал этот привычный мир, заставлял окружающих задуматься. Люди настолько привыкли к словам, что их уже не слышат и не понимают, и даже в плену стали очень быстро забывать то, что было с ними в Иерусалиме. Им надо было не столько говорить, сколько показывать. По вдохновению он принимает на себя ряд испытаний, чтобы разделить страдания своего народа. Так Иезекииль свыше года (430 дней) лежал на боку с кирпичом, на котором начерчен осажденный Иерусалим, и он ведет вокруг него осаду. Затем он ест лепешки, испечённые на коровьем навозе (Иез.4:15). Затем он обривает свою голову (Иез.5:1) и отрезанные, сожженные и развеянные волосы являются символами судеб иудеев Израиля – одна часть погибнет полностью в городе при осаде, другая часть будет изрублена мечом, а третья – по ветру развеяна.
Во втором периоде, когда Иерусалим уже разрушен, он утешает иудеев и призывает к духовному возрождению, призывает сохранять мужество, продолжает свидетельствовать о Христе – о Мессии Грядущем. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Иезекииль впервые говорит о личной ответственности перед Богом каждого человека. Пророк возвещал о наступление лучших времен для своих пленных соотечественников, предсказывал возвращение их из вавилонского плена и восстановление храма в Иерусалиме. Восстановленный храм имел те размеры, которые указал пророк Иезекииль.
Особенно значимы два видения пророка. Первое - видение о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь – прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни всего человечества, искупленных Крестной смертью Господа Иисуса Христа (Иез.37:1-14). Это пророчество читается на Утрени Великой Субботы. Второе - видение о храме Господнем, исполненным Славы - прообраз таинственного устройства Церкви через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Девы Марии, именуемой пророком "вратами затворенными", которыми прошел только Один Господь Бог. (Иез.44:2).
Пророк Иезекииль имел от Господа дар чудотворения. Он, как и пророк Моисей, молитвой к Богу разделил воды реки Ховар, и евреи перешли на другой берег, избежав преследования халдеев. Во время голода пророк вымолил у Бога умножения пищи для голодавших.
Около 571 года до Р.Х. пророк скончался. По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван на части) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его в усыпальнице прародителей Авраама, недалеко от Багдада. Память совершается 21июля/3 августа.
Пророчества пророка Иезекииля записаны в книге (48 гл.), названной его именем и включенной в Библию. Святитель Димитрий Ростовский обращал внимание верующих на следующие слова в книге пророка Иезекииля: "Если праведник, надеясь на свою праведность, дерзнет грешить и в грехе умрет – будет отвечать за грех и подлежит осуждению; а грешник, если покается, и умрет в покаянии – его прежние грехи не воспомянутся перед Богом" (Иез.3:20, 18:21-24).