Обещала вам рассказать про доисторические керамические скульптуры. Рассказываю.
Удивительно, но факт: первая керамическая технология, которую наши далёкие предки освоили в Каменном веке, – это ручная лепка нефункциональной керамики. Она на несколько тысячелетий опередила горшки и прочую полезную утварь!
Если функциональная керамика – изобретение эпохи Неолита, то история керамической скульптуры тянется аж со времён Палеолита. Так, самую древнюю печь для обжига керамики нашли в Дольни-Вестонице на юге Моравии. Там находится довольно известное верхнепалеолитическое поселение.
Пышнотелые Венеры
Во-первых, печке больше 26000 лет. Во-вторых, 13 июля 1925 на той же стоянке в Моравии нашли «родственницу» легендарной Венеры Виллендорфской! Правда, современные искусствоведы сомневаются в том, что эти аппетитные барышни – богини, и спорят об их предназначении и смысле, но сейчас не об этом, а о том, что красотка из Виллендорфа – каменная.
А вот её «сестра» из Дольни-Вестонице – керамическая! Да ещё и обожжённая. Её размеры – 11х4,3 см, и относят её к 23000 году до н.э. Как и у каменной австрийки, у неё округлый живот, большая грудь и ярко выраженный пупок.
Пещерные бизоны
Конечно, доисторические люди ваяли из глины не только женщин. Всем известны бизоны, которые с 12500 до н.э. скачут по потолку пещеры Альтамира в Испании.
А знаете ли вы, что во Франции, в пещере Тюк-д’Одубер нашли керамических бизонов примерно того же периода? Два травоядных из необожжённой глины длиной 63,5 см и 60,9 см пасутся прямо на полу пещеры с 13000 до н.э. Скульптор собрал глину со дна пещеры так, как дети собирают песок для строительства замков у моря.
На боках бизонов видны следы его пальцев, которыми он заглаживал глину, вылепливая могучие плечи животных. Зачем? Мы не знаем, но, судя по множеству следов вокруг, здесь проходили групповые ритуалы. Наверное, немаловажная роль в них отводилась керамическим бизонам.
Глазастые великаны
Но вернёмся к людям. Большим и маленьким. Начнём с больших – ростом около 90 см. Их нашли захороненными в двух ямах в Айн-Гхасале, Иордан. 32 человечка сделанные из расписной глины, налепленной на каркас из связанных прутьев, совершенно невероятные.
Мощные ноги, крошечные ручки, живые глаза и еле намеченные губы. Они кажутся парадоксально настоящими, молчаливыми хранителями своих тайн, и мы можем только догадываться об их предназначении. Они меня завораживают. А вас?
Миниатюрные человечки
Та же история и с миниатюрными скульптурами. В Румынии, в Чернаводэ нашли очаровательную пару лилипутов – их высота 11,5 см. Их вылепили около 4500 до н.э., на пару тысячелетий позже, чем молчунов из Иордана.
Фигуристая женщина, вероятно, подарившая жизнь не одному ребёнку, сидит на земле, а её поджарый спутник – на табуреточке. Хотя спутник ли? Мы не знаем, если ли между этими статуэтками прямая связь. Не знаем даже, вылепил ли их один и тот же мастер. Так или иначе, они великолепны. Согласны?
Читайте также:
- Четыре скульптуры Гогена, которые изменят ваше представление о нём
- Скульптуры Родена в Пушкинском музее
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!