Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. :)
Арийская проблема, пожалуй, одна из самых интересных в исторической науке. Её суть заключается в сложных вопросов, касающихся генезиса и расселения индоиранских (арийских) племен с момента их выделения из общности индоевропейцев до распространения в тех местностях, где они прибывали в исторический период.
Разрешение арийской проблемы представляет особую значимость для истории индийцев, поскольку тогда приоткроется "завеса тайны" относительно вопроса происхождения современных индийских наций, их институтов, культуры. религии и пр.
Безусловно, арийская проблема не является исключительно индологической. Арийская проблема затрагивает также не только вопросы древнейшей истории ряда других индоевропейских народов, но и вопросы языкознания, взаимовлияния древних культур и пр.
Арийскую проблему исследует широкий пласт ученых. Ею занимаются как историки, так и лингвисты, и археологи. Именно ей посвящается огромное количество разнообразнейшей литературы. Но не только исследователи были заинтересованы в разрешении арийской проблемы. Её однажды использовали, как мы знаем, совершенно не в научных целях.Одним из примеров подобного применения "проблемы" следует обозначить теорию "арийского завоевания" Индии. Приверженцы данной теории склонны полагать, что во II тыс. до н.э. на территорию Индии вторглись народы белой расы, которые называли себя не иначе как "арии". Приверженцы данной теории искренне считали, что арии принесли в Индию высокоразвитую культуру. государственность. религию и пр. Сама же Индия, по их представлениям, была завоевана, разграблена, население стало рабами, а темнокожие аборигены были истреблены как расово неполноценные. Одним из известных приверженцев данной теории следует обозначить Г.Рисли, написавшего работу "The People of India" в 1915 году.
Теория "арийского завоевания" Индии долгое время преподносилась как источник знания относительно истории древней Индии, поскольку она отвечала на многие вопросы. Например, рабство произошло, судя по данной теории, из-за того. что в страну проникли арии и местное население было порабощено. Касты же возникли, поскольку ариями были возведены социальные "заборы". предотвращающие смешение ариев и аборигенов, а сама индийская культура была "выполнена" в "арийском духе". Эту теорию использовали люди с целью доказательства расовой неполноценности индийцев, которые, по их представлениям, деградировали и утратили арийскую сущность в ходе смешения с аборигенами.
Чтож... Все эти построения теории "арийского завоевания" верны лишь только в том, что во II тыс. до н.э. на севере Индии имели распространение индоарийские языки, чьи носители, собственно, и являлись ариями, которые пришли в страну и оставили в ней частицы своей собственной культурной традиции.
Кто же такие арии? Само по себе словосочетание "арийские племена", равно как и "арийские языки", относятся к древним иранцам, древним индийцам и к тем языкам, на которых они разговаривали. "Арья" - самоназвание этих самых племен. Но! Этимология самого слова "арья" вызывает споры среди исследователей. Отметим, что толкований и переводов великое множество. На сегодняшний день можно выделить, например, интерпретацию П.Тиме, который считал, что "ari" следует связывать с "ari", что в ведийскую эпоху означало "чужак, пришелец". Таким образом, ведийское "arya" следует понимать как "имеющий отношение к пришельцам".
Называя самих себя ариями древние иранцы и индийцы обозначали местность, на которой они проживали как "страну ариев". С этим словом следует связывать современно название государства Иран,где "Эран" от "Арьянам" - "страна ариев".
Исходя из вышесказанного, арийскими народами следует считать древних иранцев и индийцев, в то время как арийскими языками необходимо признавать индийские и иранские языки. К слову, к арийским языкам также относятся и дардские, и кафирские языки, которые распространены на территории горных районов Гиндукуша и Каракорума.
Индоиранская общность - это предки индоарийцев и предки древних иранцев. Близость этих племен подтверждается близостью их языков. Плюс ко всему, в те древние племена как индийцы, так и иранцы, поклонялись практически одним и тем же божествам и совершали одни и те же обряды (например, культ опьяняющего питья "саума", который у индийцев называется "сомой", а у иранцев - "хаумой"). Можно увидеть также сходство и в социальной организации. в мифах, и в гимнах. Например, некоторые отрывки "Ригведы" очень напоминают тексты "Авесты". Близость народов также обнаруживается и в иных аспектах социально-культурного развития последующих эпох. А уж если говорить о значительной близости древнеиндийских и древнеиранских племен и их языков, то исследователи склонны предполагать наличие какой-то единой общности, где они первоначально и обитали. Тем не менее, вопросы о местонахождении и о путях, по которым, собственно, древние индоарии и пришли в Индию, а древние иранцы в Иран, остаются без ответа. Хотя, конечно, некоторые соображения у исследователей все-таки имеются. Считается, что предки ариев располагались на территории Юго-Восточной Европы, из которой они и направились в Среднюю Азию. О.Мейер, В.Пизани,Т.Барроу, И.М.Дьяконов и другие считают, что они сначала жили в общеарийскую эпоху, а уже после расселились по разным путям и направлениям, а В.И.Абаев, Э.А.Грантовский и другие исследователи вопроса склонны полагать, что индоиранская общность распалась именно в Юго-Восточной Европе.
Временем активного проникновения северных степных племен на юг Средней Азии и на территорию Иранского плата до границ Индии следует считать вторую половину II тыс. - начала I тыс. до н.э. Это утверждение основывается на данных, полученных советскими археологами С.П.Толстовым, М.А.Итиной, В.И.Сарнапиди и пр. Ираноязычные племена, которые зачастую отождествляются с предками индоариев, судя по всему, также находились в среде тех племен, которые начали движение на юг. Предки индоариев, вероятно, оказались там раньше, чем иранцы, двигаясь по восточным районам Средней Азии. А.М.Мандельштам, Б.А.Литвинский и многие другие ученые склонны полагать, что могильники Южного Таджикистана, относящиеся ко второму тыс. до н.э., следует считать индоарийскими. Также археологические свидетельства были обнаружены и на северо-востоке Афганистана (раскопки А.П.Франкфорта и М.А.Поттиера) и в Пакистане.
Безусловно, тематика прародины ариев, их движения является самой сложной исторической проблемой. Сам этот процесс их расселения был очень сложным и длительным. Какой-то конкретный путь их следования в Индию навряд ли удастся узнать, ведь это был постепенный процесс их расселения и проникновения.
Подписаться на канал Вы можете здесь.
"Chekharda" рекомендует:
1. Загробный мир Древней Месопотамии. История пребывания в "стране невозврата" Энлиля и Иштар.
2. О происхождении первой супруги Ивана Калиты - Елены.
3. Битва в Тевтобургском лесу: где это было?