Как научные исследования объясняют поведение подростков. Пять вопросов, о которых надо знать родителям, чтобы лучше понимать своих детей.
1. Настроение
В исследовании, проведенном Чиксентмихайи и Ларсоном, подросткам дали пейджеры для записи их настроения и активности в течение недели. Детям посылали сигнал в разное время и просили записать, как они себя чувствуют и что делают.
Неудивительно, но записи показали, что настроения менялись от негативных к позитивным несколько раз в день, особенно у девочек-подростков.
2. Отличия в поведении мальчиков и девочек
В своей книге "Женский мозг" Луанн Бризендин (The Female Brain, Brizendine) указывает на основные различия между девочками и мальчиками из-за действия гормонов. Вот документально подтвержденные различия: (интересно заметить, что некоторые из перечисленных ниже отличий на самом деле являются общими, а не только для подростков).
Девочки, как правило, стремятся к близким отношениям и любят общаться со сверстниками. Они любой ценой избегают конфликтов. Однако мальчики склонны к конкуренции.
Интересно, что мальчики в возрасте от 3 до 6 лет часто играют исключительно только с определенной группой и стараются быстро выделиться по признаку "кто сильнее". Игры для девочек, такие как "дочки и матери", как правило, носят более кооперативный характер. Автор книги пишет, что эти различия являются ключевой разницей между мужчинами и женщинами и в подростковом возрасте приток эстрогенов в мозг девочек активизирует окситоцин, способствующий социализации.
3. Телевидение и реальность
Многие подростки проводят свое время в мечтах и фантазиях из фильмов или книг. Результаты исследования показали, что дети часто не могут отличить реальную жизнь от телевизионных фантазий. Это одна из причин, по которой у многих подростков развивается увлечение знаменитостями и реалити шоу.
4. Стресс и реакция
По словам Марго Сандерленд, британского детского психолога и психотерапевта, реакция мозга на стресс развивается в миндалине, части лимбической системы, отвечающей за эмоции. Люди, которые не умеют адекватно реагировать на стресс могут испытывать всевозможные проблемы. Депрессия, постоянные тревожные состояния, фобии и наваждения, физические симптомы и эмоциональная подавленность могут быть лишь немногими последствиями влияния стресса. Многих подростков не учат, как реагировать на стресс, и поэтому им не хватает правильных нейронных связей, чтобы справиться со стрессом естественным образом. Подростки чувствуют себя перегруженными и это часто происходит потому, что их мозг буквально не справляется с новыми задачами.
5. Социальное неприятие болезненно.
Два исследователя из Калифорнийского университета обнаружили, что социальное отторжение на самом деле воспринимается как телесные повреждения или головная боль. Для подростка может не быть большой разницы между ударом кулаком и ударом по воротам. Знание этого поможет взрослым понять, почему подростки сильно расстраиваются или чрезмерно увлечены тем, что происходит в жизни сверстников.
Буду дальше изучать эту тему и публиковать информацию о научном объяснении поведения подростков. Знания и понимание психологии подростков поможет нам лучше понимать их и поможет построить самые лучшие отношения.