Найти в Дзене
Игорь Боровков

От конки к трамваю

Конка – шаг к трамваю Первая городская узкоколейная железная дорога, по которой ходили пассажирские вагоны на конной тяге (конка), была построена в Англии. В России конка появилась в Петербурге в 1860 г. К началу 80-х гг. XIX в. конка была построена в Харькове, Одессе, Тифлисе, Риге и Ростове-на-Дону. В Киеве объявили конкурс на строительство конной железной дороги только в 1886 г. Киевская конная линия строилась по проекту инженера А.Е. Струве, построившего до этого железнодорожный мост в Киеве (один из крупнейших в Европе). Рельсы для киевской конки производились на Брянском рельсопрокатном заводе, а вагоны – на Коломенском машиностроительном. Первый вагон киевской конки отправился с Дмитриевки на Большую Жандармскую (ныне улица Саксаганского) 30 июля 1891 г. в 7 часов утра. В начале 1892 г. в Киев доставили первые вагоны с паровыми двигателями – «паровые трамваи», которые представляли собой небольшой локомотив с тремя открытыми вагонами. Однако слабый паровой двигатель не мог обесп

Конка – шаг к трамваю

Первая городская узкоколейная железная дорога, по которой ходили пассажирские вагоны на конной тяге (конка), была построена в Англии. В России конка появилась в Петербурге в 1860 г. К началу 80-х гг. XIX в. конка была построена в Харькове, Одессе, Тифлисе, Риге и Ростове-на-Дону.

В Киеве объявили конкурс на строительство конной железной дороги только в 1886 г. Киевская конная линия строилась по проекту инженера А.Е. Струве, построившего до этого железнодорожный мост в Киеве (один из крупнейших в Европе). Рельсы для киевской конки производились на Брянском рельсопрокатном заводе, а вагоны – на Коломенском машиностроительном. Первый вагон киевской конки отправился с Дмитриевки на Большую Жандармскую (ныне улица Саксаганского) 30 июля 1891 г. в 7 часов утра. В начале 1892 г. в Киев доставили первые вагоны с паровыми двигателями – «паровые трамваи», которые представляли собой небольшой локомотив с тремя открытыми вагонами. Однако слабый паровой двигатель не мог обеспечить трамваю достаточную скорость, а при движении вверх по Андреевскому спуску поезд и вовсе останавливался, пугая лошадей на улице шумом спускаемого пара, снопами искр и густым дымом. Прохожие, при появлении такого «чудища», спешили укрыться в переулках, чтобы не быть испачканными сажей, вылетавшей из дымовой трубы трамвая. Пока аналогичные огнедышащие поезда двигались по улицам городов Европы, инженеры думали о том, чтобы избавить горожан от неудобств.

Первым эту проблему попытался решить англичанин Джон О’Трэм, который, к слову сказать, был руководителем постройки первой конки в Лондоне, названной его именем – tramway (way- по-английски дорога, путь). О’Трэм возглавил строительство первой полноценной трамвайной линии, которая была пущена в 1881 г. в Берлине. Однако справедливости ради сказать, создание электрического трамвая было связано с именами других исследователей.

Первые трамваи

Первые опыты по использованию электрического двигателя на транспорте были проведены русским академиком Б.С. Якоби в 1838 г., который построил электрический катер с колесным движителем. В 1842 г. англичанин Девидсон построил первый электрический железнодорожный вагон массой 5 т. Электродвигатель вагона Девидсона питался от гальванических элементов, установленных в грузовом отсеке. Только с появлением в 1870 г. первых электростанций, способных передавать электроэнергию на большие расстояния, создание трамвая на электрической тяге стало реальностью.

Пионером электрической тяги на городском транспорте можно считать русского военного инженера Ф.А. Пироцкого, который в 1874 г. провел первые опыты по передаче электроэнергии на расстояние до 1 км. В 1876 г. Ф. Пироцкий провел опыты по передаче электричества по трамвайным рельсам на заброшенной ветке Сестрорецкой железной дороги. Сам изобретатель называл трамвай «рельсовым экипажем». Его-то и следует считать прототипом электрического трамвайного вагона. Аналогичные опыты проводились Эдисоном в США на протяжении 1878-1879 гг. и Сименсом в Германии в 1879-1880 гг.

Заметим, что первая в истории полноценная трамвайная линия, построенная в Берлине (на самом деле в берлинском предместье Лихтенфельде), работала по принципу, предложенному Ф. Пироцким – электрические трамваи берлинской линии получали энергию по особому промежуточному рельсу. Естественно, такие трамвайные линии были опасны для пешеходов и лошадей, ведь электрический ток большой силы проходил по оголенному проводу, на который легко было наступить.

-2

Трамваи в России

В сентябре 1891 г. в Киеве началась укладка рельсов для первого в Российской империи электрического трамвая. Инженеры, конечно, использовали зарубежный опыт в данной области. Принцип передачи электричества Ф. Пироцкого уже не применялся. Еще в 1888 г. американский инженер Спраг изобрел штанговый токоприемник, применив его на трамвайной линии в Ричмонде.

К весне 1892 г. на Александровском спуске Киева проложили одноколейный путь длиной 1,6 км, установили опоры и натянули контактный провод. Вагоны для киевского трамвая заказали на Коломенском машиностроительном заводе, специалисты которого разработали целиком оригинальную конструкцию. Трамваи изготавливались из российских материалов.

2 мая 1892 г. в Киев доставили первые два трамвайных вагона, оснащенных парой электрических двигателей мощностью по 20 кВт, рассчитанных на ток 20 А при напряжении 500 В. В салоне трамвая и на открытых площадках помещалось неслыханное по тем временам количество пассажиров – 45 человек! На подъемах, которых было предостаточно на маршруте от Подола до Крещатика, трамвай разгонялся до 8,5 км/ч, а на ровном месте – до 27 км/ч. Новый вид транспорта пользовался огромной популярностью у киевлян. Уже в 1893 г. доход от маленькой трамвайной линии не только возместил расходы на ее постройку и эксплуатацию, но и перекрыл явную убыточность всех старых линий конки и парового трамвая. И это не удивительно, ведь стоимость проезда в электрическом трамвае была достаточно большой: за проезд 2,5 км нужно было выложить 5 копеек, а за каждый последующий участок пути еще 3 копейки. Понятно, что рабочему или рядовому конторщику трамвай был не по карману, да и движение киевских трамваев начиналось в 7 часов утра, когда фабрики и заводы уже работали.

Логично предположить появление второй русской трамвайной линии в Москве – первопрестольной столице, однако, она была построена в Казани в 1894 г. Далее электрическими трамваями обзавелись: Нижний Новгород (1895 г.), Курск (1897 г.), Севастополь и Орел (1898 г.). А с московским трамваем связана примечательная история. Дело в том, что строительству современной электрической трамвайной линии в Москве всеми силами препятствовал обер-полицмейстер Д.Ф. Трепов, который… не мог обогнать новый трамвай даже на лучшей выездной тройке. Весной 1899 г. две линии трамвая были готовы, но Трепов не желал отменять строжайший запрет на их эксплуатацию (движение открыли 25 марта 1899 г. на загородной линии). Только после личного вмешательства министра внутренних дел И.Л. Горемыкина, 27 июля 1899 г. в Москве было официально открыто движение электрических трамваев. История с запретом на электрические трамваи, впрочем, не помешала генералу Свиты Д. Трепову оставаться московским обер-полицмейстером до 1904 г., а в 1905 г. он даже был генерал-губернатором Санкт-Петербурга…

К 1917 г. в России насчитывалось 28 городов на улицах которых ходили электрические трамваи (включая такие маленькие города, как, например, Евпатория).