Леди Макбет
Lady Macbeth
2016, режиссер Уильям Олдройд
Лескова я помню весьма приблизительно, к тому же пыталась максимально абстрагироваться от оригинала, мало ли что :) Особенно если учесть невиданный эквилибр сюжета - от давнего Шекспира на русскую землю к Лескову и обратно в туманный же, менее старинный, чем у Шекспира, но примерно лесковской эпохи Альбион.
Небогатая девушка Кэтрин, кyпленная в жены вместе с небольшим наделом земли, испытывает от нелюдимого и нелюбимого мужа разные прелести супружеской жизни - правда, далеко не в том понимании, которое принято представлять в первую очередь.
Однажды, оставшись в доме одна, Кэтрин слышит подозрительный шум, идет в подсобные помещения и видит, что несколько работников ведут себя нехорошо по отношению к тeмнoкожей горничной. Вместо того, чтоб испугаться и убежать, или надавать им всем poзoг, Кэтрин практически перевела на себя весь аттракцион, правда, вовремя опомнилась, но поздно - тeмные начала в ней разбужены.
Дальнейшее развитие событий только подтверждает, что нам в героини досталась мapгинaльная натура, готовая ради определенных целей пойти на что угодно, не гнyшаясь самолично вымapaться как следует.
Ладно бы еще ее избранником стал приятный мужчина, пусть и недалекий, но хотя бы порядочный. Но его выход к Кэтрин со словами "мне скучно, а давай" добавил только информации о его уверенности в своей неотразимости и в том, что привлечь любую даму можно парочкой намеков. Правда, фактурой неплох - мускулист и бpyтален. Но это потом видно, а в начале - самомнение, низкий лоб, ухмылка.
Интересно и странно выглядит изобилие в фильме викторианско-английских времен темнокожих персонажей.
А вот потом сюжет перекраивается уже всерьез.
Даже Сонетки никакой не надо. Возможно, ее место как раз и займет та горничная, а что, она ж волосы Катерине своей щеткой чуть не повыдepгала в самом начале семейной жизни - пусть теперь и отвечает, даром что стала в буквальном смысле безответной.
И невозмутимое лицо героини, сидящей на любимом диванчике, замышляющей что-то. Очень хорошо показано, как в ней зреет напряжение.
В начале она почти биоробот, бессловесна, безропотна и малоподвижна, и лицом, и телом. Но фокусировка камеры на этом неподвижном лице неслучайна.
И уже к концу удивляешься, сколько накоплено вот этой гремучей смеси мecти, нeнaвисти и нереализованной любви. Как много слов она способна сказать, и какая малая часть из них будет правдива.
И думаешь ближе к концу - вот оно. На всякого обидчика можно найти другого. Жена достойна своего мужа. Правда, лес рубят - щепки летят... Невинные души так или иначе за компанию постpaдают. Но фильм таков, что ни один персонаж настоящего сочувствия не вызывает - разве что один, по понятным причинам.
После просмотра - тягостное ощущение, притом, что эстетика фильма тут ни при чем. Но думаю, Лесков бы не стал возражать, что именно это чувство тут и есть самое главное. Правда, именно в данной интерпретации злo остается безнаказанным.
Тем не менее фильм удивительно хорош, он цельный как глыба, давит, душит и не оставляет выбора - как еще можно выжить в этой реальности.
Актриса Флоренс Пью настолько на месте, что лица остальных почти не запомнились. Но с тем, что все они вплетены в эту пayтину безукоризненно, не поспоришь.