Найти тему
AKA

Колыбельная скорбной тайне

Hele sa hiwagang hapis
Hele sa hiwagang hapis

Зритель вряд ли может зайти в джунгли дальше, чем здесь. И это филиппинские джунгли Лава Диаса - авторское 8-часовое (и это ещё не самый длинный фильм режиссера) сказание к своей стране. Кроме более буквальных значений, название «Колыбельная скорбной (печальной) тайне» можно расшифровать ещё и так: «скорбная тайна» - филиппинская история, «колыбельная» - те самые джунгли, по которым бродят герои практически эпоса. Здешний могучий лес и сам по себе представляет идеальный ландшафт для глубокого, длинного сна (просто представьте, что с вами будет,если почти весь этот громадный подавляющий хронометраж будете слушать богатую звуковую палитру соответствующей природы), снятого ещё и во многом в духе старого «немого» кино, к чему обязывает и его содержание. «Колыбельную» можно было бы назвать исторической драмой, но в указанных жанрах к фильму можно обнаружить «фэнтези», и вот здесь всё становится ещё интереснее.

Пожалуй, что в поисках сравнения, где в кино могут примерно столь же уверенно тебя «съесть» джунгли, на ум приходит только фильм Вернера Херцога «Агирре, гнев божий».
Пожалуй, что в поисках сравнения, где в кино могут примерно столь же уверенно тебя «съесть» джунгли, на ум приходит только фильм Вернера Херцога «Агирре, гнев божий».

Если неподготовленный зритель не является филиппинцем, то ему лучше быть сразу готовым к тому, что во время просмотра придется держать открытым одновременно несколько вкладок Википедии, без которых разобраться в происходящем будет не так уж и просто. Впрочем, подготовиться можно заранее, овладев информацией по следующим пунктам:

1. Филиппинская революция 1896-1898 годов, в результате которой Филиппины избавились от колониальной власти Испании, управляющей островами более трех столетий. Предпосылки, некоторые драматические события и основные действующие лица - то, о чем особенно важно узнать.

2. Роман «Флибустьеры» - опубликованное в 1891 продолжение другого культового национального романа писателя Хосе Рисаля, который вместе со своими художественными произведениями и другими гражданскими действиями, считается одним из главных просветителей страны и во многом вдохновителем и основоположником той самой революции.

3. Скорее дополнительный, исходя из объема, но играющий всё же значительную роль пункт - знакомство с филиппинской мифологией, в частности, с легендарным героем Бернардо Карпио.

Любимый прием с контрастным черно-белым изображением Лава Диаса, который можно встретить и в других его картинах - мистическое разрезание ночи лучами контрового света. В джунглях, наполняемых ещё и дымом, смотрится особенно эффектно.
Любимый прием с контрастным черно-белым изображением Лава Диаса, который можно встретить и в других его картинах - мистическое разрезание ночи лучами контрового света. В джунглях, наполняемых ещё и дымом, смотрится особенно эффектно.

Что делает со всем этим Лав Диас? Он берет с одной стороны за основу несколько реальных событий и неоднозначных деятелей революции (основное действие как бы происходит в 1897 году), а с другой - персонажей художественного романа Хосе Рисаля, в котором тоже шла речь о революционной и подрывной деятельности, однако теперь эти герои и их отношения вычленяются в условия уже настоящей революции, а следовательно и новые образующиеся сюжетные перипетии исходят из реакции и столкновений с персонажами за пределами романа. К немногочисленным реальным историческим лицам Лав Диас добавляет что-то из вышеупомянутой мифологии (например, абсолютно жуткую в условиях длительного пребывания в джунглях - группу махинаторов - полулюдей-полулошадей-полудемонов) и достаточно серьезное количество второстепенных (хотя эта оценка тут весьма относительна) собственных персонажей, отвечающих сразу и историческому контексту и нынешней филиппинской социальной действительности (не так сильно изменившейся за сотню лет).

Где-то после первых часов, по сути вводных, «Колыбельной» начинаешь выглядеть примерно так, как на этом кадре, но выбраться уже почти невозможно, к счастью, после первых четырех часов можно устроить перерыв, сами персонажи фильма дают в разговоре между собой милосердную подсказку, предлагая «покушать».
Где-то после первых часов, по сути вводных, «Колыбельной» начинаешь выглядеть примерно так, как на этом кадре, но выбраться уже почти невозможно, к счастью, после первых четырех часов можно устроить перерыв, сами персонажи фильма дают в разговоре между собой милосердную подсказку, предлагая «покушать».

Из всей этой крайне уважительной и обстоятельной альтернативной истории выходит гигантская попытка нащупать при помощи нового сказания «филиппинскую душу», проанализировать и отзеркалить прошлое в настоящее: группы, состоящие из вымышленных, исторических персонажей, окруженных призраками и дымом кинематографического вневременного сна, движутся сквозь вполне физические единые огромные заросли, преследуют весьма конкретные цели и в то же время иногда ведут философские беседы, в том числе пару раз и об искусстве, рассказывают о трагическом прошлом-настоящем, сходят с ума, становятся свидетелями и заложниками событий, прорезаемых вымышленной и реальной историей, ищут выход, погружаются в эти недры мрачного мира своей страны, культуры, перерабатывая её и насыщая - совершают акт многочасовой медитации (опыт, который действительно оправдывает особенный хронометраж) вместе со зрителем, деконструируют токсичность неприкасаемости мифологичности (а она, как мы хорошо знаем, образуется даже и на почве вовсе и не такого дальнего прошлого), всегда стоящей на пути к обретению свободы - выводимого автором к финалу, идеала, к которому он, как настоящий патриот, во многом как раз и при помощи примера искусства искренне хочет направить свою страну - она, не просто не забывая прошлое, а не оставляя его в покое, разумом вооруженная им, а не инструментами насилия, должна бороться за будущее. Кажется, что здесь Лав Диас находит ближайшую точку соприкосновения с возрожденным главным героем национального романа Хосе Рисаля - с мыслями очевидными, но обретающими в таком кино степень доходчивости иной высоты.

Оценка: 9/10