Найти тему
ОНИ

«Х-33» — космический челнок нового поколения

Разработка космолёта «Х-33» началась в американской компании «Локхид» в 1995 году. Главной целью проекта было уменьшить стоимость доставки 1 килограмма груза на орбиту. Если при использовании традиционной ракеты-носителя эта цена составляет около 20 тысяч долларов, то «Х-33» должен был снизить её в десять раз.

Аппарат должен был взлетать из вертикального положения, а после вывода полезной нагрузки на орбиту, совершать посадку на ВПП при помощи шасси. Челнок обладал длиной в 21 м, и размахом крыла свыше 23 м. Он должен был оборудоваться двумя реактивными установками общей тягой в 185 тонн, работающими на топливной паре «кислород-водород».

Разрабатываемые для космолёта двигатели «XRS-2200» имели не привычное нам «колоколообразное», а клиновидное сопло. В отличие от традиционных ЖРД, двигатель с клиновидным соплом был одинаково эффективен на любой высоте, что позволяло отказаться от нескольких ступеней с разными двигателями.

Огневые испытания клиновоздушного двигателя «XRS-2200»
Огневые испытания клиновоздушного двигателя «XRS-2200»

Строительство опытного экземпляра началось в 1996 году. Планировалось, что космолёт поднимется в небо спустя три-четыре года. В 1999 году был возведён комплекс, с которого «Х-33» в рамках испытаний должен был стартовать как минимум 15 раз, достигнув высоты 75 километров. Топливные баки было принято выполнять из композитных материалов, что впоследствии сыграло решающую роль. На стендовых испытаниях ёмкость для топлива разгерметизировалась, и первый полёт был отложен ещё на три года.

-3

К этому времени затраты компании «Локхид» в полтора раза превысили ожидаемые. По этой причине проект был закрыт, а вместе с ним прекратились работы и по революционному клиновоздушному двигателю.

Наука
7 млн интересуются