Найти в Дзене

Антагонист в литературном произведении

Оглавление

Прежде, чем мы начнем, хочется сказать, что данная запись относится к художественным произведениям, основа которых заключается в конфликте.

Антагонистэто персонаж произведения, мотивы и действия которого прямо противоположны интересам и поступкам главного героя.

Давайте подробно остановимся на самом определении. Антагонист всегда является конкретным персонажем и всегда вступает в конфликт с главным героем. Конфликт без антагониста возможен (внутренняя борьба с самим собой), а вот антагонист без конфликта нет. В классической схеме «борьба добра и зла», главный герой, как правило, выступает на стороне добра, а вот противостоять ему могут множество злодеев, целые банды и армии. Антагонист всегда находится в центре этого зла, он является главным злодеем истории.

История выйдет скучной, если не будет развития конфликта. По мере продвижения перед главным героем должны появляться все более сложные проблемы, требующие от него все больших сил и характера. Антагонист, выступающий на стороне зла, будет являться как раз движущей силой этих препятствий. Хитрый, умный, беспринципный — эти качества помогут ему в придумывании новых козней. По сути противостояние протагониста (главного героя) и антагониста и есть центр конфликта драматической истории.

Центр добра и зла

Как правило в драматическом произведении присутствуют две стороны, одна из которых олицетворяет зло и хаос, а вторая, противоборствующая ему, добро. Они и называются центр добра и центр зла. Однако такое разделение слишком грубое. Мне лично нравится идея А. Сапковского в его «Ведьмаке» о теории меньшего зла: какое бы ты не выбрал решение проблемы, для второй стороны оно будет злом, и твоя цель сделать так, чтобы навредить как можно меньшему количеству людей. В любом случае, интереснее наблюдать за конфликтом, когда каждая из сторон права по-своему.

Нельзя также ставить знак равенства между главным героем и центром добра, антагонистом и центром зла, ведь, когда конфликт становится исчерпан, не всегда разрешаются конфликты центров.

Практические советы

Прежде всего автор должен четко обозначить центры добра и зла, чтобы они стали понятны читателю, и он смог выбрать кому симпатизировать. Ведь если нет симпатии к героям, то нет его и к произведению.

Для правдоподобности конфликта следует не затягивать с представлением антагониста, а также обозначить его мотивы и планы по их реализации. Все это должно быть понятно читателю. Не обязательно это делать сразу, в детективных жанрах часто с этим тянут до конца, но и затягивать не стоит.

Антагонист должен увеличивать градус конфликта от сцены к сцене на протяжении всего произведения. Агрессия к главному герою должна также расти постепенно. Действия должны быть логичны и направлены исключительно на достижение своей цели, преодолевая их главный герой крепнет и к финалу должен дать бой, поначалу казавшемуся непобедимым врагу.

Не нужно штампов. Читателю не нужен новый Саурон. Антагонистом может быть кто угодно, хоть соседка из соседнего подъезда. Самое важное, он должен быть личностью и его интересы должны противоречить интересам нашего главного героя. Сделайте антагониста необычным и колоритным. Мне, например, при упоминании Бэтмена на ум сразу приходит не человек черном костюме, а Джокер, настолько запоминающимся он вышел.