Найти тему
Дзен для авторов

Текст из разных мест. Что такое заимствованный контент

Оглавление
Иллюстрация Сони Коршенбойм
Иллюстрация Сони Коршенбойм

Руководитель службы поддержки Яндекс.Дзена Александр Соболь рассказывает о том, зачем нужно ограничивать копипаст на платформе и как блогеру использовать заимствованный контент, чтобы не нарваться на неприятности.

Яндекс.Дзен помогает создателям уникального для читателей контента. Мы стараемся продвигать оригинальные каналы, авторы которых добросовестно подходят к написанию статей: ведь это гораздо сложнее, чем рерайт или копипаст. Чтобы лучшие тексты находили своего читателя, команда Дзена создала ряд правил, помогающих в борьбе с заимствованным контентом.

Цитата цитате рознь

Заимствованным мы называем чужой контент, который блогер добавляет в свою статью. Заимствования допустимы, если они сделаны в разумных пределах. Например, в рецензии на фильм или книгу может присутствовать небольшая цитата из этого кино или произведения. Такая статья — полноценный авторский продукт.

Однако, если публикация целиком или почти целиком состоит из «цитат великих людей», которые блогер скопировал с других сайтов, ничего не добавив, в ней нет никакой ценности для читателя. Нас часто спрашивают, какой объём цитирования допустим. У нас нет для специальных метрик для того, чтобы поставить чёткую планку. Мы рекомендуем авторам руководствоваться здравым смыслом: ведь всегда видно, что текст написан добросовестно или собран из фрагментов со всего интернета.

Когда алгоритмы Дзена определяют, что большая часть статьи или даже вся она целиком — копипаст, мы не блокируем её, просто не показываем широкой аудитории. Публикация попадёт только в ленты подписчиков канала.

-2

Как Дзен находит заимствованные тексты

Над модерацией контента работает человеко-машинный комплекс: частично это делают алгоритмы, частично — служба модерации, которая работает с жалобами от правообладателей. Служба поддержки взаимодействует с правообладателями, если от них поступают запросы.

В определении оригинальности текстов алгоритмы Дзена продвинулись очень далеко. Мы понимаем, когда текст состоит из коротких фрагментов, взятых из разных статей. Определяем тексты, скопированные целиком, даже если они были пропущены через синонимайзеры или автоматический переводчик. Мы даже можем находить смысловые дубли — так мы боремся с контентным спамом.

Мы знаем, что многие авторы проверяют свои тексты на уникальность через специальные сервисы. Но такие сервисы работают, мягко говоря, несовершенно. Поэтому их выводы о «стопроцентной уникальности текста» часто не имеют никакого отношения к реальности.

Если первоисточник заимствованного контента находится в открытом доступе, то алгоритмы Дзена быстро обнаружат копипаст. Но, например, некоторые блогеры копируют тексты и статьи с закрытых форумов. В этом случае алгоритмы не могут понять, что текст не уникален. Однако люди, которые эти закрытые форумы ведут, обычно очень скрупулезно следят за тем, не крадут ли у них контент. У нас было много жалоб на такие случаи. Жалоба на нарушение авторских прав через специальную юридическую форму приводит к блокировке контента и даже канала в том случае, если он весь состоит только из заимствованных материалов.

Заимствованные фото и видео: как использовать их грамотно

Мы рекомендуем блогерам делать свои собственные фотографии и коллажи, рисовать иллюстрации.

Однако бывают статьи, которые иллюстрировать своими авторскими снимками невозможно. Например, вы пишете про Вторую мировую войну или встречу Владимира Путина с Дональдом Трампом. В таком случае мы советуем использовать фотографии со свободной лицензией, которые находятся в открытом доступе. Найти их можно в фотостоках.

Также нет ничего страшного в том, чтобы самостоятельно написать автору фотографии и попросить у него разрешение на использование снимка. Обычно фотографы, которые делятся своим творчеством в интернете, рады новым упоминаниям и позволяют брать работы со ссылкой на первоисточник. В противном случае вся ваша публикация находится под угрозой: владелец фотографии может прислать жалобу в службу поддержки, и нам придётся удалить материал.

Мы не приветствуем материалы, состоящие только из подборок фотографий, взятых из интернета. Исключением могут быть публикации, где подборка является авторским приёмом: например, состоит из редких и ценных фото, на которые у автора есть права.

За видеоконтентом правообладатели обычно следят очень тщательно, потому что производство такого материала дорого стоит. Именно поэтому с видео мы иногда действуем превентивно и удаляем ролики, даже не получив жалобы. Сюда можно отнести спортивные трансляции и записи матчей, кинофильмы, сериалы, музыкальные клипы. Также мы удаляем любые видео с явными отметками принадлежности какому-либо сервису или телеканалу. Что касается UGC-контента, то мы стараемся установить, кто его автор. В других случаях мы работаем по жалобам.

Процедура юридической жалобы работает так. Правообладатель может написать жалобу на любой контент, размещённый в Яндекс.Дзене без его согласия. В этом случае, получив жалобу и убедившись в его правах, мы удаляем контент и сообщаем об этом тому, кто его разместил. Дальше автор может либо согласиться с решением, либо взять на себя ответственность и самостоятельно разбираться с владельцем прав в суде.

Если блогер использует фрагменты из чужих роликов, создавая при этом уникальный авторский продукт, это не нарушает требований Дзена. Например, можно снять видеорецензию на фильм и показать в ней трейлер. Но надо помнить, что бывают правообладатели, которые очень строго относятся к распространению в интернете даже небольших фрагментов своего контента. Этим, например, отличаются владельцы прав на спортивные трансляции.

-3

Как блогеры могут переносить свой контент в Дзен с других платформ

Если вы уже ведете блог в другой соцсети и решили завести канал в Яндекс.Дзене, дублировать свои публикации можно. Для нас важно, чтобы контент был размещен его автором, а публиковался ли он где-нибудь еще — неважно. Служба поддержки Дзена просит сообщать о таком заранее. Самый простой способ — дать ссылку на ваш ресурс, а если материал изначально размещён там — поставить ссылку на канал в Дзене. Так мы сможем убедиться, что это действительно ваш контент.

Если у нас возникнут вопросы, мы можем попросить вас подтвердить, что сторонний ресурс принадлежит именно вам. Сделать это можно, например, разместив в шапке сайта ссылку на канал в Дзене.

Подготовила Ника Репенко