Какие ассоциации могут возникать у людей в голове при слове «джаз»?
Черные. Соединенные штаты.
Райан Гослинг?
Вряд ли этот список возглавит что-то, связанное с Россией или Советским Союзом.
Но что мы знаем об отечественном джазе?
Появлением джаза в СССР мы обязаны Валентину Парнаху.
Сам он узнал об этом стиле после эмиграции во Францию, где посетил концерт гастролирующего американского коллектива «Jazz Kings», смотивировавший его углубиться в изучение направления.
В начале 20 века он создал свой «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр – «джаз-банд» Валентина Парнаха», чей концерт состоялся 1 октября 1922 года. Эту дату принято считать днем рождения джаза в нашей стране.
Несмотря на хорошее начало и низкое происхождение, в СССР, как бы это ни было иронично, джаз считался музыкой буржуазии и воспринимался частью общества негативно.
Хуже всего дела пошли у отечественного джаза в 1920х-30х годах некоторых руководителей коллектива, Теплицкого и Лансберга, репрессировали из-за ложных обвинений в шпионаже.
Масла в огонь подлила статья Максима Горького от 8 апреля 1928 года «О музыке толстых» в газете «Правда», в которой грубо раскритиковал жанр.
«Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом.»
После этой публикации в советском обществе за джазом закрепился ярлык «музыки для толстых».
Но ни давление властей, ни порицание Горьким не мешало новым направлениям развиваться. Поначалу большинство коллективов представляли собой бэнды музыкантов-любителей. В 1928 году был создан первый профессиональный джазовый оркестр, «Ама-джаз», игравший не только зарубежные, но также и авторские композиции. Они оставили уникальный след в истории джаза под названием «симфоджаз», представляющий сплав симфонической музыки и джаза.
Из значимых джазбэндов тех времен можно выделить «ТЕА-джаз» Леонида Утесова, создавшего направление театрализованного джаза, который состоял из определенного сценария и включал в себя элементы представления.
Выделяется и Александр Варламов и его коллектив «Септет», именно он дал начало советской музыкальной школе
Тем временем репрессии музыкантов продолжались. В конце 30-х годов ввели запрет на публичные выступления джазовых ансамблей во многом из-за стремления властей ограничить влияние западной культуры настолько, насколько это возможно.
Все же, несмотря ни на что, джазовый андеграунд развивался и привлекал новых слушателей.
Во время ΙΙ мировой войны джазовые коллективы выступали на фронте, с целью поддержания боевого духа народа. Во многом благодаря этому в 40-е годы популярность стали набирать произведения песенного жанра, а также создавались инструментальные композиции, которые долго были на слуху и в послевоенное время. В репертуаре появлялись и некоторые американские джазовые сочинения. Стоит заметить, что в военные годы и в американском джазе можно было услышать «русскую тему» — композиции и мотивы советских бэндов.
Но даже после войны советская власть не одобряла музыкальное направление, считая его частью американской идеологической диверсии, западным идейным оружием в холодной войне. На рубеже 1940-50-х годов слово «джаз» исчезло из советских СМИ, а джаз-оркестры были переименованы в эстрадные. Большие оркестры в те годы преимущественно аккомпанировали певцам, хотя в их репертуар включались инструментальные пьесы джазового характера.
В начале 60-х годов отношение к джазу у многих начало меняться. Его все чаще воспринимали как серьезный вид музыкального искусства.
Частично это могло возникнуть в результате желания правительства взять под контроль музыкальный андеграунд. Результатом стали разрешение на проведение джазового фестиваля и открытия джазовых кафе.
Интерес молодежи к данному направлению постепенно возрастал, наравне с мотивацией для рождения многих любительских джазовых ансамблей. Отечественный джаз наконец начал свободно дышать, пускай и не без астматических приступов.
Пожалуй, ничего не могло бы подытожить этот рассказ лучше, чем цитата Ефима Барбана, советского журналиста, критика, теоретика и просто большого любителя джаза:
«Советский джаз был «у времени в плену». Это создало огромные лакуны в истории российского джаза, многие страницы которого невосполнимо утрачены».
«Острейший дефицит джазовой информации негативно сказывался на развитии отечественного джаза. Отсутствие в стране джазовой инфраструктуры – джазового образования, квалифицированной джазовой критики, джазовых архивов и исследовательских центров, коммерческих джаз-клубов, специализированной прессы, джазовых фирм грамзаписи – не способствовало развитию отечественного джаза».
Больше текстов у нас ВКонтакте!